Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Восприятие человеком окружения

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Восприятие человеком окружения

Введение

Человек – социальное существо. Он окружает себя приятными людьми, изысканными вещами и создает комфортные условия для своей жизни и жизни близких. Каждый при этом видит мир абсолютно по-своему. Кто-то рад переменам, а кто-то с трудом соглашается на малейшие изменения в жизни. Мы все смотри на мир под разным углом, и воспринимаем окружающий нас мир совершенно по-разному, основываясь на своем жизненном опыте. Вся наша жизнь строиться на том, что мы узнаем. Узнаем своих друзей на фотографии, читаем, потому что узнаем графические символы. Только там мы взаимодействуем с окружающим миром.

Из чего же состоит процесс восприятия или перцепции?

Процесс восприятия

Определение

Восприятие или перцепция – это познавательный процесс, направленный человеком на понимание и изучение окружающей среды. Основная функция этого процесса – узнавание предметов и людей.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Изучение вопросов восприятия элементов окружающей среды является социальным познанием. Социальное познание основывается на том, что думают люди о себе и других.

Как правило, человек проходит через четыре стадии социального восприятия (рис.1).

Первая стадия – избирательная. Здесь человек выявляет определенные стимулы внешней среды к восприятию и запоминанию окружения. Стимулы помогают запоминать события и факты, так как способность охвата информации у человека ограничена.

Наше восприятие зависит от группы трех факторов:

  1. Характеристики объекта восприятия.
  2. Здесь речь идет о стимулах, которые помогают выделять объект из окружения. Учитывается уникальность стимула, например, в классе 20 человек и из них 19 девочки и один мальчик. Вы запомните имя и внешний вид мальчика, но вряд ли вспомните имена и пяти девочек. Все потому, что в данной ситуации пол является уникальным стимулом к восприятию. Также это может быть раса, цвет волос и возраст.

    Также здесь играет немалую роль необычное поведение индивида. Например, человек пришел в ластах и в маске на деловую встречу в офисе.

    Также важна яркость индивида как внешне, так и внутренне. Например, человек всегда улыбается и не теряет присутствия духа, носит яркие или непривычные вещи.

    И, наконец, важно положение объекта относительно субъекта. Если объект доминирует в поле зрения, например, директор сидит во главе стола, то мы лучше его запомним.

    Стадии процесса восприятия

    Рисунок 1 – Стадии процесса восприятия

  3. Индивидуальные особенности воспринимающего.
  4. Сюда можно отнести опыт, интересы, увлечения, ожидания, потребности, цели и стремления субъекта. Как правило, люди не склонны воспринимать информацию, которая противоречит убеждениям, что ограничивает возможности для личностного развития.

  5. Особенности ситуации.
  6. Представьте, Вы идете по тёмной, незнакомой улице ночью и вдруг Вы слышите шаги за спиной? Какие Ваши ощущения? Возможно, страх или нервозность. Измените, время суток и те же шаги, Вы станете воспринимать по-другому.

Наше восприятие во многом зависит от места и времени.

Вторая стадия – упрощение. Мы не запоминаем информацию в ее первоначальном виде. В процессе запоминания, она изменяется, возможно, возникают некоторые ассоциации. Это и называется кодированием.

Третья стадия основывается на хранении информации. Здесь разбитая и преобразованная, информация записывается в долгосрочную память.

И наконец, четвертая стадия. Основываясь на накопившейся информации, люди строят свои суждения и представления о мире, выбирают линию поведения и устанавливают цели в жизни.

Теория приписывания

Теория приписывания создана с целью объяснения причин различной человеческой оценки окружающей среды. Смысл теории в том, что наблюдая за поведением того или иного индивида, мы пытаемся определить какими причинами оно характеризуется внутренними или внешними. Если поведение зависит от ситуации, то значит, на него влияют внешние факторы, в противном случае мотивы продиктованы внутренними желаниями.

Определение причин зависит от трех факторов:

  1. Фактор не характерности. Мы соотносим поведение человека с ситуацией. Часто ли это сотрудник опаздывает? Если да, то мы воспринимаем его как безответственного и ленивого человека. Если это поступок нетипичен, то наблюдатель, как правило, приписывает его внешним факторам и наоборот.
  2. Фактор согласованности. В некоторых ситуациях все люди ведут себя одинаково. Если наш опоздавший сотрудник не единственный, есть и другие кто добирался также и опоздал, значит, такое поведение вызвано внешним фактором.
  3. Фактор последовательности. Как правило, мы всегда обращаем внимание на последовательность действий. Постоянно ли наш сотрудник опаздывает? Последовательно ли он приходит позже. В зависимости от этого мы также определяем, что повлияло на опоздание внешние факторы (пробки, ремонтные работы, сломанный будильник) или внутренние (неисполнительность, безответственность, лень).

Из теории приписывания также следует, что наши выводы относительно причин поведения людей зачастую необъективны из-за субъективности восприятия. Как говорилось ранее, мы делаем наши выводы на основании собственных знаний, опыта и суждений, что сильно сказывается на объективности наших решений. Если нам не нравится сотрудник, мы найдем способ его уволить. Эта тенденция получила название – ошибка в свою пользу.

Заключение

Мир не стоит на месте, и каждый человек выбирает свою линию поведения, основываясь на личном опыте и знаниях.

В процессе восприятия нашего окружения, мы проходим через четыре стадии: выборочное внимание, упрощение и кодирование информации, хранение и запоминание, отбор информации и ответ.

На основании различных факторов, внешних и внутренних, мы строим свое восприятие мира и других людей. Ищем соответствия с нашими убеждениями и охотнее запоминаем подходящую информацию.

Для руководителя важно знать из чего будет формироваться восприятие сотрудником рабочего окружения, где стоит расставить акценты, чтобы мотивировать сотрудников и определить иерархию.

Ограниченное предложение
Введите email чтобы зафиксировать скидку
300 ₽
На любой первый заказ в Автор24