Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения

Общая характеристика личностного аспекта взаимодействия человека и организационного окружения

Определение 1

Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения – это совокупность поведенческих, мировоззренческих, когнитивных и социальных проявлений взаимодействия между индивидом и его организационным окружением.

Каждый человек уникален: различия между людьми проявляются во всем многообразии характеристик. Например, если сравнить двух людей, они могут отличаться:

  • по полу,
  • по возрасту,
  • по росту,
  • по весу,
  • по родному языку (и вообще языкам, которыми владеют),
  • по полученному образованию,
  • по системе приоритетов и ценностей и т.д.

Разные люди по-разному ведут себя в одной и той же ситуации, по-разному совершают одинаковые действия. С одной стороны, благодаря такому разнообразию человек и является человеком (а не машиной, аналогичной всем выпущенным в одной серии с ней). Это позволяет организации существенно расширить возможности и потенциал. С другой стороны, это разнообразие приводит к возникновению трудностей в управлении организацией, порождает конфликты и проблемы в процессе взаимодействия индивида и его организационного окружения.

IT Профессия «Разработчик ПО»
Получишь знания, необходимые в работе, соберешь портфолио из собственных проектов и начнешь получать $$
Узнать подробнее

Основополагающие личностные начала человеческого поведения:

  • восприятие,
  • критериальная основа,
  • мотивация.

Восприятие человеком организационного окружения

Определение 2

Под восприятием понимают процесс получения информации из окружения, а также последующую ее обработку.

Сама структура процесса восприятия у всех людей одинакова:

  • на входе информация получается из внешней среды,
  • затем информация обрабатывается, преобразуется к определенному порядку,
  • на выходе – информация, которая заключает в себе представления личности об окружающей ее среде. Эта информация формирует основу действий человека, представляет собой исходный материал для определения поведения.

Хотя схема процесса для всех одинакова, каждый человек по-своему воспринимает действительность. Даже если на входе у нескольких человек имеются идентичные сведения, на выходе у каждого будет получена собственная информация.

В восприятии человеком организационного окружения можно выделить два важных процесса:

«Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Консультации эксперта по предмету
Найти эксперта
Помощь в написании учебной работы
Узнать стоимость
  • отбор информации,
  • систематизация информации.

Каждый из этих процессов у разных людей имеет как общие черты, так и особенности, определяемые индивидуальными свойствами личности.

На этапе отбора человек использует доступные ему каналы получения информации, но воспринимает с их помощью не все поступающие сигналы. Отбор информации производится под действием различных факторов:

  • возможностей органов чувств,
  • отношения к происходящему,
  • предыдущего опыта,
  • ценностей,
  • настроения и т.д.

Наглядный пример: группа студентов сидит на лекции. Один студент не может рассмотреть, что преподаватель пишет на доске, другой отвлекается на разговор с соседом по парте, а третий внимательно слушает. Находясь в одинаковых условиях аудитории, эти студенты вынесут разный объем информации. Механизм отбора чрезвычайно важен, поскольку он защищает мозг от перегрузок – но, с другой стороны, он может привести к потере значимой информации.

Систематизация информации осуществляется двумя способами:

  • логическая обработка информации (преобразование на основе логических операций),
  • чувственная обработка информации (на основе чувств, предпочтений, эмоций, убеждений).

Итак, хотя в целом и отбор, и систематизация информации производятся на основе определенных принципов, каждый человек имеет индивидуальные особенности протекания этих процессов. Это всегда делает восприятие индивидуальным и субъективным. Поэтому для эффективного взаимодействия с человеком и управления им важно хотя бы в общем виде знать то, каковы характерные черты восприятия этим человеком действительности.

Критериальная основа поведения

Замечание 1

Под критериальной основой поведения понимают те устойчивые личностные характеристики, которые влияют на принятие решений, определяют выбор человека того или иного стиля поведения.

На решения относительно поведения влияет множество факторов:

  • цели человека,
  • условия, в которых происходят действия,
  • личные возможности,
  • динамика процессов, происходящих в окружении,
  • настроение и т.д.

Тем не менее, несмотря на действие ряда внешних факторов, поведение отдельного человека имеет определенную предсказуемость и стабильность, опирается на присущие именно этому индивиду принципы поведения, предпочтения и критерии выбора, внутренние запреты и так далее. При этом в идентичных ситуациях разные люди могут принять совершенно разные решения, что также обусловлено различиями в их критериальных базах.

Критериальная база человеческого поведения включает ряд компонентов:

  • расположение к людям, процессам и событиям,
  • разделяемые данным человеком ценности,
  • набор верований,
  • принципы, которым человек следует.

Каждый человек несет в себе индивидуальное начало, что-то, делающее его исключительным и индивидуальным. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации, создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем.

На индивидуальность человека влияют три группы факторов:

  • физиологические особенности и наследственность (к этой группе относится внешность, физиологические реакции, некоторые поведенческие черты),
  • факторы, зависящие от окружения (культура, принадлежность к конкретным социальным группам, жизненный опыт),
  • особенности и черты характера.

Личностный аспект взаимодействия человека и организационного окружения должен учитывать все индивидуальные характеристики человека – как прямо влияющие на его взаимодействие с организацией, так и определяющие поведение косвенным способом.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата написания статьи: 19.11.2019
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot