Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Типичные искажения представлений о другом человеке

Восприятие человека человеком

При проведении переговоров эффективность деловой коммуникации часто снижается из-за искажений восприятия собеседниками друг друга. Это мешает правильной оценке партнера по общению, а также не способствует оптимальному разрешению конфликта.

Искажения могут возникать за счет того, что субъекты сознательно воспринимают друг друга различным образом. Например, при знакомстве в психике человека происходят десятки различных процессов, некоторые из них - бессознательно. Процесс восприятия человека человеком очень сложный, в результате определенных мыслительных процессов человек принимает решение о том, нравится ли ему партнер или нет.

Процесс восприятия человека человеком – это процесс построения образа другого человека, который имеет как временные характеристики, так и уровень психологического отражения. Человек сознательно воспринимает другого человека, обращает внимание на его внешность, прическу, цвет глаз, симметричность и эмоциональность лица, выразительность движений его тела, а также прочие особенности. Во время диалога формируются определенные представления о данном человеке, его чертах характера, эмоциональных состояниях интересах. Очень часто первое впечатление влияет на дальнейшее общение между людьми.

Восприятие человека человеком формируется из четырех основных составляющих:

  • Эмоциональная составляющая. Представляет собой составление мнения, о человеке исходя из его внешней привлекательности или непривлекательности. Субъект также оценивает, насколько ему комфортно с другим человеком. Если присутствует состояние комфорта, то возможна положительная оценка личности в целом.
  • Аналитическая. На данном этапе анализируются элементы внешности, которые воспринимаются как форма проявления свойств личности. Например, если человек неряшливо одет и имеет бороду, то с большой вероятностью он работает программистом, носит очки – ученый или учитель, ходит в форме – госслужащие и т.д.
  • Социально-адаптивная составляющая. Психика предписывает черты характера и особенности личности человека, оценивая его принадлежность к определенной социальной группе.
  • Перцептивно-ассоциативная. Восприятие человека происходит исходя из тех качеств, которые делают его схожими с нашими знакомыми или публичными личностями, например, с первой любовью, врагом или известным актером. Человек способен переносить качества данных личностей на личность другого человека.
«Типичные искажения представлений о другом человеке» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Типичные искажения представлений о партнере

Рассмотрим следующие виды наиболее типичных искажений представлений о партнере.

Эффект «ореола». При данном искажении происходит перенос общего впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личности. Так, если при первой встрече человек был воспринят благоприятно, то и в дальнейшем его поступки могут восприниматься благоприятно, а недостатки могут остаться незамеченными. Напротив, если первое впечатление было негативным, то реакция на промахи данного человека будет негативной, а промахи непременно получат отрицательную оценку. С действием данного эффекта связывают ряд характерных ошибок восприятия:

  • Фактор превосходства. Человек занимает более высокое социальное положение, социальный статус, должностное положение, имеет более высокий интеллектуальный уровень. Соответственно субъект будет при сравнении с данным человеком недооценивать себя, даже если по другим параметрам превосходит человека.
  • Фактор привлекательности. Если человек понравился оппоненту внешне, он склонен считать его достойным, положительным персонажем, надежным, при этом пренебрегая объективной оценкой его действий и поступков. Аргументы, высказанные физически привлекательными людьми, выступают как более убедительные. Не симпатичные люди могут привлекать к себе негативные эмоции, в том числе и ассоциироваться с преступниками. Хотя, как показывает криминология, среди преступников также много симпатичных людей.
  • Фактор отношения «к нам». Данный фактор мешает правильно оценивать людей, так как люди склонны относиться позитивно к тем, кто положительно относится к ним. Например, более позитивно оценивается преподаватель, который располагает к себе, чем тот, который держится дистанцированно.

Эффект стереотипизации. Данный эффект связан с наличием стереотипов у человека, которые играют важную роль в процессе восприятия окружающего мира, позволяя быстро сориентироваться в пространстве. С помощью стереотипов можно предвидеть мотивы, поступки, установки людей. Стереотипы могут быть как отрицательными, так и положительными. Например, в некоторых странах имеются отрицательные стереотипы относительно азиатов или африканцев. Широко распространены следующие стереотипы: точность и пунктуальность немцев, математический склад ума азиатов, легкомыслие французов, предприимчивость американцев, широкая душа русских и т.д.

Казуальная атрибуция. Это механизм объяснения человеком причин и мотивов поведения других людей. Человека характеризует, в первую очередь, его поведение. Однако если человек обладает негативными личностными качествами, то и представление об этом человеке сложился негативное. Однако чаще всего люди отдают предпочтение не внутренним, а внешним атрибутам. Например, после смерти принцессы Дианы королева Британии на некоторое время уединилась и не общалась с прессой и народом. Из-за дистанцирования пресса Великобритании обвиняла английскую королеву в безразличии к смерти принцессы Дианы. Между тем, королева не была в Лондоне по той причине, что она была нужна внукам, которые нуждались в уединении. Однако людям проще оценивать внешние черты поступков, чем их внутренние мотивы. Для подобной оценки требуются особые навыки.

Значение субъективного восприятия человека

Замечание 1

С помощью субъективного восприятия люди способны быстро оценивать друг друга, так как во многом данный процесс происходит неосознанно, а потому занимает мало времени. Дальнейший анализ человека требует гораздо большего времени и больших умственных усилий.

Именно поэтому многие люди стремятся определенным образом выглядеть в глазах окружающих, прилагая усилия к перемене внешности, поиску своего стиля и т. д. Например, многие люди придерживаются знаменитой пословицы «по одежке встречают». Она означает, что наше восприятие зависит от того, как внешне выглядит человек, во что он одет, как выглядит внешне и как ведет себя при первой встрече.

Очевидно, что человеческий мозг не способен обработать информацию о человеке с момента первой встречи, именно поэтому анализ поведения людей происходит постепенно, ярусно. Например, происходи анализ мимики, жестов, что также влияет на коммуникацию. Люди, которые заявляют, что им неважно, как их воспринимают другие, не смогут найти успешный подход к коммуникации.

Дата последнего обновления статьи: 20.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot