Сущность конфликта
Сложная система отношений внутри предприятия содержит в себе вероятность появления конфликтов различных уровней, которые могут быть специфичными как в своем содержании и динамике, так в способах разрешения.
Конфликты очень разнообразны и каждому из них присуща своя специфика.
Конфликт представляет собой столкновение противоположно направленных тенденций в психике какого-либо индивида, во взаимоотношениях группы людей или двух человек, а также их формальных и неформальных объединений.
Конфликтам присуща неопределенность исхода, что обуславливается несовпадающими интересами сторон, их различиями в психике и характере, а также случайными обстоятельствами. Не смотря на это, во многих случаях конфликты могут быть спрогнозированы. Обычно люди идут на конфликт лишь в значительных для себя ситуациях, когда не видят возможности их изменить (иногда из чувства солидарности). Но в большинстве случаев люди стараются не осложнять отношения и сохраняют сдержанность.
Какие-то участники конфликта преследуют свои цели, становясь при этом деятельными его инициаторами, другие имеют интерес в том или ином исходе конфликта могут морально, материально или организационно поддержать одну из сторон, третьи могут занять выжидательную позицию, четвертые, для которых важно завершить противостояние, делают для этого все, что от них зависит.
Психологические параметры конфликта
Конфликт как сложное психологическое и социальное явление можно охарактеризовать множеством параметров, важнейшими из которых считаются его сущность, состав, причины и динамика.
Стороны конфликта являются субъектами социального взаимодействия, которые находятся в состоянии конфликтной ситуации или же явно или неявно поддерживают конфликтующие стороны.
Предметом конфликта может быть то, из-за чего он возникает.
Образ конфликтной ситуации представляет собой отображение предмета конфликта в сознании субъектов при конфликтном взаимодействии.
Мотивами конфликта могут быть внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов социального взаимодействия к конфликтной ситуации. Мотив может быть выражен в качестве потребности, интереса, цели, идеала, убеждения и др.
Позиция конфликтующей стороны — это то, о чем она заявляет противоположной стороне в процессе конфликта или во время переговорного процесса.
Психология управления конфликтными ситуациями
В современном менеджменте существует точка зрения, что большая часть конфликтных ситуаций не только является допустимой, но и желательной:
- Во-первых, посредством конфликта можно выявлять скрытую от глаз проблему (процесс), разнообразие точек зрения, найдя при этом приемлемые для всех сторон решения.
- Во-вторых, конфликтная ситуация может привести к перестройке существующих и появлению нового социального механизма, консолидации группы, сохранению баланса сил, в конечном счете способствуя уменьшению единомыслия, улучшению отношений внутри группы, укреплению взаимопонимания, сотрудничество в коллективе.
- В-третьих, конфликты способны стимулировать активность сотрудников, в виде творческих идей, готовности к переменам. Если не будет конфликтов (переживания, напряжения), то сотрудник может остановиться в своем развитии. По этой причине конфликты часто лучше не подавлять, а производить их регулировку.
Управление конфликтами в любой компании является сложнейшим процессом, который должен включать следующие виды деятельности:
- конфликты необходимо прогнозировать и вовремя оценивать их функциональную направленность;
- предупреждать или стимулировать конфликт;
- регулировать конфликт;
- разрешать конфликт.
Прогнозирование конфликтной ситуации должно быть направлено на поиск причин данного конфликта в будущем развитии.