Понятие конкуренции
Конкуренция является сравнительно новым явлением, изучаемым конфликтологией. В большей степени конкуренция связана с установлением рыночных отношений в российской практике, хотя конкуренция в отношениях между личностями присутствовала в той или иной форме всегда. Однако именно осуществление экономических реформ «подстегнуло» конфликтологов и психологов активно изучать данное явление. Государство также оказывает некое влияние на развитие конкуренции в экономической сфере, например, запрещая монополию, тем самым развивая малый бизнес, способствуя поддержанию конкуренции в рыночных отношениях.
Конкуренция представляет собой соревнование людей, групп людей, организаций с целью достижения целей в сходных областях, лучших результатов в какой-либо конкретной области деятельности. Она характерно для тех видов деятельности, где может произойти столкновение интересов субъектов. Как правило, это жёсткое соперничество юридических и физических лиц друг с другом.
Конкуренция характеризуется наличием правил и норм, которые необходимо соблюдать, для того, чтобы не выйти за рамки действующего законодательства. Если кто-то из субъектов нарушает закон, он неизбежно будет привлечен к установленному виду ответственности.
Однако конкуренции может и не касаться законодательной сферы, а происходить в сфере межличностных отношений между людьми и организациями. Так, примером конкуренции являются приемные экзамены в институт. Конкуренция возникает между абитуриентами в связи с тем, что количество мест для поступления ограничено. То же самое можно сказать и о приеме на работу, который осуществляется в соответствии с чётко утверждёнными правилами. Взаимоотношения между работодателем и работником регулируются локальными нормативными актами, а также трудовым законодательством. Любая спорная ситуация может быть обжалована в органы прокуратуры или в суд.
Конкуренция между субъектами всегда сопровождается конфликтами. При конкуренции провоцируется внутриличностный конфликт, который может перерасти в иной вид конфликта. Люди конкурируют за работу, ресурсы, льготы, товары и услуги. В сфере личных отношений, например, женщины могут конкурировать за мужчину и наоборот. У родителей может возникать конкуренция за внимание ребёнка.
Конкуренция характеризуется наличием следующих факторов:
- Наличие субъекта конкуренции, то есть лица, вступающего в конфликт;
- Сходный объект конкуренции, то есть ресурсов, должностей, квалификации и так далее. Объекты, на которые посягают субъекты, должны совпадать, иначе конкуренции не возникает.
- Косвенное воздействие на оппонента, например, путем понижения цен на конкурирующие товары.
Рисунок 1. Конкуренция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Сходства и отличия конкуренции и конфликта
Конкуренция и конфликт – это похожие явления, однако не идентичные. Они имеют как похожие, так и отличительные черты.
Сходные черты конкуренции и конфликта
- наличие борьбы за интересы;
- активная деятельность субъектов;
- цели участников противоположны, так как каждый хочет добиться собственного благополучия;
- нарушение стабильности «Я» у участников.
Различия конкуренции и конфликта:
- Конкуренция предполагает опосредованный способ воздействия друг на друга, при конфликте личности взаимодействуют непосредственно. Например, при конкуренции субъект может снизить цену на свой продукт, увеличить объем продаж, от чего принести негативные последствия для своего конкурента.
- Конкуренцию затрагивает преимущественно экономические интересы другого субъекта.
- Объект конкуренции более узкий, чем объект конфликта. Например, стороны могут конфликтовать и по личным причинам, конкуренция складывается в сфере борьбы за ресурсы.
- Конкурентная борьба законодательно регламентирована, например, существуют акты, регламентирующие конкуренцию между организациями, нормы гражданского и трудового законодательства и так далее. Только нарушения данных правил приводит к конфликтам в лице субъекта, нарушившего закон, и государства.
- При конкуренции участвуют третьи стороны, например, арбитры, посредники, руководители. При разрешении конфликтов стороны также могут прибегать к помощи третьих лиц, однако это происходит нечасто.
Положительные и отрицательные стороны конкуренции
Конкуренция предполагает как положительное, так и отрицательное воздействие на субъекты. Положительные стороны конкуренции заключается в следующих положениях:
- У лиц имеется высокий уровень мотивации, так как они борются за экономические ценности.
- Производство нацелено на конечные результаты своей деятельности.
- При конкуренции лица взаимно контролируют друг друга, из-за чего повышается качество продукции.
Отрицательные черты конкуренции:
- Конфликты во взаимоотношениях друг другом.
- Нестабильность организации и её рабочих мест.
- Угроза банкротства организации.
Таким образом, находясь в состоянии конкуренции, один человек вынужден защищать себя от другого, вследствие чего возникает необходимость работать интенсивнее. Каждая сторона должна доказать свои преимущества, свою возможность занять место под солнцем, свое превосходство. Именно поэтому конкуренция определяется в качестве движущей силы развития экономики.
Конкуренция может иметь место при любых условиях. Так, например, в парикмахерской постоянная клиентка мастера Ивановой с течением времени приходит к мастеру Петровой. Когда мастер Иванова и мастер Петрова встречаются друг с другом и делятся новостями, они узнают, что клиентка перешла одного мастера к другому, в результате чего неизбежно возникает конфликт. Кроме того, в данном случае задето самолюбие Ивановой, так как у неё возникает необходимость конкурировать с Петровой, доказывать, что она работает лучше неё. Вследствие этого происходит перенос отрицательных эмоций, которые вызвала клиентка, на своего конкурента.
Таким образом, конкуренция в организациях направлена на решение ряда производственных и управленческих задач, в том числе связанных с оценкой деятельности сотрудников, стимулирование их лучше работать и так далее. Конкуренция используется в качестве механизма для активизации деятельности сотрудника, повышения его самоотдачи, переключения внимания с одних проблем на другие.
Рисунок 2. Конфликт как основа конкуренции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ