Общая характеристика отражения конфликта в религии
Отражение конфликта в религии – это специфический способ отражения отношения представителей той или иной конфессии к конфликтам в целом, и к различного рода насилию, как основной форме внешнего проявления конфликтного взаимодействия, как правило описываемый в священных текстах.
В процессе изучения различных форм социальных конфликтов представляется целесообразным обращаться и к тому, каким образом те или иные конфликты оцениваются со стороны различных, в первую очередь, мировых религий. Важность и значимость соответствующей оценки обуславливаются тем, что религия по праву признается наиболее эффективной символической системой, из числа созданных человечеством.
В этой связи, религиозные нормы, обязательные для исполнения представителями той или иной конфессии способны оказывать реальное влияние на поведение людей, причем, как предостерегая их от насилия и предупреждая конфликты, так и, напротив, развивая противоречия между сторонниками различных религий, вплоть до призывов к открытой борьбе с иноверцами.
При этом с целью проведения наиболее полной характеристики отражения конфликта в религии представляется целесообразным проанализировать соответствующее отражение именно в контексте идей, присущих отдельным конфессиям из числа наиболее распространенных в мире.
Отражение конфликта в христианстве
Переходя к непосредственной характеристике отражения конфликтов в рамках отдельных конфессий, отметим, что применительно к христианству в специальной литературе обращается внимание на сходство соответствующего конфессионального отражения представлений о конфликтах и насилии, с идеями античных философов.
Так, подобно древней философии, в христианстве конфликтное взаимодействие (классическая форма – борьба добра и зла) признается неотъемлемым свойством бытия, существование которого столь же невозможно без общества, сколько и существование человечества невозможно без борьбы.
Специфика религиозной составляющей в отражении идей о конфликте и насилии применительно к христианству заключается в том, что в отличие от философского отражения, где конфликт представлен как своеобразное универсальное явление, в христианстве конфликт признается божьим замыслом, что обуславливает невозможность его искоренения из бытия человечества.
Кроме того, следует отметить, что отражение конфликта в христианстве было неоднозначным в различные исторические периоды – немалое влияние в данной части оказывалось со стороны реальных социально-экономических и политических процессов, происходивших в разное время в разных странах.
Так, например, значительная корректировка официального отношения христианства к войнам и конфликтам происходила в средние века, по мере того, как христианство превращалось в государственную религию (например, в Римской империи). В таком статусе, христианство уже не могло выступать категорически против ведения войн, насильственного захвата территорий, и т. д.
Наконец, постепенно, в новейшее время сложилась сохранившаяся до настоящего времени доктрина непринятия конфликтов и насилия в различных ответвлениях христианства – в основу Ветхого Завета и Нового Завета возлагались преимущественно гуманистические идеи, отстаивающие необходимость обеспечения человеку возможности жить в мире с окружающим и самим собой.
Таким образом, изучив специфику отражения конфликта в религии, на примере христианства, представляется целесообразным сделать вывод о том, что такого рода описание представлений о насилии и противоборстве, отличается значительной спецификой не только в рамках разных религий, но и даже внутри одной религии в различные исторические периоды, или в рамках отдельных направлений такой религии.
Отражение конфликта в исламе
Наряду с христианством, в качестве одной из наиболее масштабных религий по числу последователей в мире является ислам. При этом отношение к конфликтам и насилию в исламе также неоднозначно, но данному вопросу уделяется колоссальное внимание в текстах священных писаний.
Так, в основу мусульманского миропонимания положена идея разделения мира на «обитель ислама» и «обитель неверных» – такого рода противопоставления само в себе таит значительный конфликтный потенциал, поскольку любого рода иноверие в исламе автоматически признается «злом», а значит неприемлемым для истинного мусульманина.
Анализ текстов священных писаний, проводимых исследователями с целью формирования представления о специфики отражения конфликта в исламе, свидетельствует, что ислам прямо не исключает насилия, обращенного против иноверцев. Более того, такого рода противостояние не исключается и между мусульманами.
Так, например, применительно к оценке конфликтов, складывающихся между единоверцами, в исламе отмечается, что первоочередной является задача применение враждующих сторон. Однако в тех случаях, когда такого рода примирение оказывается невозможным, ислам предоставляет мусульманам возможность беспристрастно сражаться за справедливость.
Такого рода модель отражения конфликта привела к существованию ситуации отстрой вражды между представителями двух ветвей мусульманства – суннитами и шиитами.
Тем не менее, в современном мире официальный ислам редко пропагандирует обозначенные идеи – в настоящее время, как правило, напротив, основное внимание мусульмане обращают на необходимость существования и взаимодействия в условиях ненасилия, мирной жизни и социальной стабильности, что, несмотря на сказанное выше, не противоречат постулатам мусульманского священного писания, поскольку оно призывает уважать людей, живущих по священным книгам.
Таким образом, анализ специфики отражения конфликта в исламе свидетельствует о существовании противоречивой ситуации – с одной стороне идеалом социальной жизни признается ненасилие и мирное сосуществование, в том числе, с представителями других конфессий, с другой – насильственные методы ведения борьбы допускаются, а в отдельных случаях и поощряются в тексте священного писания.