Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Отражение конфликта в искусстве

Понятие и общая характеристика отражения конфликта в искусстве

Определение 1

Отражение конфликта в искусстве – это система приемов и способов освещения конфликта, как неотъемлемого элемента жизни человека, в произведениях литературы, живописи, театральных постановках, кинокартинах и т.д.

Сфера искусства, для которой исключительно важной задачей выступает привлечение внимания зрителя и получение от него искренней внутренней реакции на увиденное произведение искусства, очень части становится предметом интереса со стороны деятелей искусства.

В результате можно абсолютно справедливо говорить о том, что такое важное и значимое как для отдельного индивида, так и для общества в целом, явление как конфликт, во все времена занимало свое место в процессе художественного осмысления и отражения человеком окружающей его действительности.

Проводя общую характеристику отражения конфликта в искусстве, представляется целесообразным отметить то, что работа с образом конфликта в литературе, изобразительном искусстве, драматургии, и т.д., важна в первую очередь для формирования у самих людей собственного отношения к тем или иным проявлениям конфликтного взаимодействия в обществе.

Так, освоение конфликта человеком, сопровождающееся выработкой собственного внутреннего отношения к такого рода социальному явлению, с применением художественных образов известно человечеству еще со времен наскальной живописи и устного фольклора.

В современном мире, значимость корректного отражения конфликтов в искусстве обуславливается, например, тем, что с развитием глобальных средств массовой коммуникации и доступностью произведений искусства широким слоям населения, трансляция факторов, влияющих на конкретный выбор тем или иным человеком способа поведения в социальном конфликте, становится важнейшим каналом их профилактики и разрешения.

Причем, как представляется, в будущем, использование произведений искусства с целью профилактики конфликтов и выработки эффективных механизмов их разрешения способно стать одним из наиболее эффективных и перспективных направлений масштабной работы с социальными конфликтами.

«Отражение конфликта в искусстве» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для достижения обозначенных целей уже сейчас наблюдается тесное взаимодействие искусства и конфликтологии как науки, что значительно повышает прикладное значение последней в деятельности по изучению, развитию и разрешению социальных конфликтов, поскольку художественное осмысление во всех случаях только дополняет и упрощает профессиональное научное осмысление любого явления окружающей действительности.

Специфика осмысления конфликта как объективного социального явления в искусстве

Как было отмечено выше, как собственно отражению конфликта, так и его художественному осмыслению и описанию во все времена в искусстве уделялось значительное внимание. Результатом такого отношения к проблеме конфликтов со стороны деятелей искусства стало то, что проблема конфликта разработана в искусстве на достаточно высоком уровне.

Так, например, значительный вклад в деятельность по определению места конфликта в искусстве был внесен Гегелем. В первую очередь, философ указывал на необходимость учета того факта, что окружающий человека социальный мир представляет собой сложное явление, что закономерно предполагает существование самых разнообразных конфликтов – от небольших и скоротечных коллизий, но постоянных, «хронических» социальных конфликтов, сращивающихся с природой самого общества.

При этом Гегель, предлагая определенные правила характеристики конфликта в искусстве, обращал внимание на следующее: коль скоро существуют неразрешимые и затяжные социальные конфликты необходимо «примерять» человека с «жизненным злом», каковым и может признаваться социальный конфликт.

Замечание 1

Иными словами, Гегель говорил о том, что искусство не должно бесконечно стремиться изменить мир к лучшему, что само по себе является крайне утопичной идеей, а должно предоставлять человеку инструменты для достижения им состояния внутренней гармонии с самим собой и окружающей его суровой действительности, неотъемлемой составляющей которой являются и социальные конфликты.

В результате, самым ценным для искусства становится тот конфликт, подлинная основа которого воплощена в коллизии между духовными силами и поступками человека – в таком случае, внешне, человек пребывает в состоянии борьбы с чем-то против самого себя.

Виды конфликтов, отражаемых в искусстве

Анализ специальной литературы свидетельствует, что существует несколько наиболее распространенных типов конфликтов, охотно освещаемых в искусстве. Так, исходя из обозначенной выше разницы в масштабах и природе конфликтов, принято выделять:

  • Конфликты-казусы – локальные противоречия, обусловленные конкретным стечением тех или иных обстоятельств, которые могут быть разрешены путем волевых решений сторон-участников конфликта;
  • Конфликты «субстанциальные», отличающиеся длительностью существования взаимных противоречий, устойчивостью, а также спецификой происхождения – такого рода конфликты, как правило, возникают не в связи с единичными действиями и решениями конкретных лиц, а в силу «воли» природы и конкретно-исторической обстановки, соответственно такого рода конфликты невозможно раз и навсегда разрешить путем действий только участников конкретной фазы развития конфликта.

Кроме того, по содержанию и направленности волевых действий сторон конфликта, применительно к его отражению в искусстве могут выделяться следующие категории конфликтов:

  • Конфликт «Герой – Герой»: использование данной модели отражения конфликта предполагает идеализацию роли и позиции в конфликте по отношению к одной из сторон. В результате зрители безоговорочно принимают одну из сторон, сопереживая герою;
  • Конфликт «Герой – Зрительный зал» - преимущественно используется для описания конфликтов в комедийных и сатирических произведениях;
  • Конфликт «Герой – Среда», в который вовлечен один основной герой или группа героев произведения, противостоящие конкретной среде, предлагающих для таких героев те или иные испытания.
Дата последнего обновления статьи: 18.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot