Управление конфликтами
Управление конфликтами рассматривается с двух сторон – внутренней и внешней. Внутренний аспект заключается в процессе управления собственным поведением в конфликтной ситуации. Этот аспект несет чисто психологический характер.
Внешняя сторона управления конфликтными ситуациями показывает организационные и технологические стороны этих процессов, при которых субъектами управления могут являться руководители (менеджеры), лидеры или посредники (медиаторы).
Управление конфликтами в основном связано с внешним управлением и представляет собой целенаправленное воздействие на динамику конфликта, которое обусловлено объективными законами. Управление происходит в интересах развития или удаления социальной системы, которая имеет отношение к данному конфликту.
С функциональной стороны конфликтам присуща противоречивость, поскольку один из них может быть конструктивным и ведет к развитию связанной с ним социальной системы (при наличии адекватной динамики), другой же несет деструктивный характер и способствует разрушению соответствующих социальных систем. По этой причине субъект социального управления в соответствии с его отношением к конкретной социальной системе может целенаправленно оказывать влияние на динамику происходящих в ней конфликтов, выражая свои интересы.
Вопросы применения деструктивных конфликтов изучаются отдельной отраслью конфликтологии – деструктивной конфликтологией.
Факторы управления конфликтами
Управление конфликтами является сложным процессом и включает в себя следующие факторы:
- прогнозирование конфликтной ситуации, оценка ее функциональной направленности;
- предугадывание или стимулирование конфликтной ситуации;
- регулирование;
- разрешение ситуаций, связанных с конфликтом.
Содержание управления конфликтом определяется его динамикой.
На практике в сфере управления конфликтами важным является учет предпосылок, форм и способов разрешения конфликтных ситуаций. Предпосылками для разрешения конфликта можно считать:
- достаточную зрелость конфликта;
- потребности участников конфликтов в их разрешении;
- наличие нужных средств и ресурсов.
К формам разрешения конфликтов относят следующие действия:
- уничтожить или полностью подчинить соперника,
- согласовать интересы и позиций противоборствующих сторон на новой основе (например, путем нахождения компромисса, консенсуса);
- примирить конфликтующие стороны или уход от конфликта;
- перевести борьбу в сферу сотрудничества и совместному преодолеть противоречия.
Способами разрешения конфликтов являются следующие:
- административные (переводы на другое место работы, увольнения, решения суда и др.);
- педагогические (проведение бесед, методы убеждения, просьбы, разъяснения и т. д.).
В процессе управления конфликтами руководитель (менеджер) осуществляет определенную деятельность, которая зависит от следующих факторов:
- Содержание конфликта,
- Условия возникновения,
- Варианты развития конфликта.
По этой причине нет возможности создания универсального алгоритма деятельности администрации в сфере управления конфликтами. В процессе деятельности управленца в сфере разрешения конфликтных ситуаций и при выборе им алгоритма соответствующей деятельности для руководства важен учет следующих принципов управления конфликтами:
- объективность и адекватность в оценке конфликта;
- конкретно-ситуационный подход;
- гласность;
- демократическое воздействие, опора на общественное мнение;
- комплексное использование способов и приемов при воздействии на стороны конфликта.