Понятие этики посредничества
Этика посредничества – это этические нормы, которые должны быть соблюдены посредниками в переговорах.
Посредничество предполагает необходимость наличия третьей стороны, которая оказывает помощь в разрешении возникшего конфликта.
Институт посредничества длительное время изучается конфликтологами, политологами, психологами, социологами, философами, а также учёными, которые занимаются изучением этики. Именно во взаимодействии всех вышеперечисленных областей знаний был разработан особый подход, именуемый этикой посредничества. Этика посредничества представляет собой особый раздел конфликтологии.
Первые познания в области посредничества появились примерно в IX-XII веках. Конфликтология тогда ещё не была сформирована как наука, однако члены общества осознавали, что имеется необходимость разрешения конфликтов между людьми. Ввиду того, что люди всегда отличались друг от друга по психологическим характеристикам, между ними непреодолимо возникали конфликты. Первоначально роль специалистов в сфере урегулирования конфликтов играли жрецы, которые реализовали судебные функции и выполняли роль своеобразного посредника. Они обладали достаточным авторитетом, необходимым для разрешения конфликтов между сторонами.
Со временем институт посредничества развивался, с ним развивалась и этика посредничества. В настоящее время этика посредничества рассматривает два основных вопроса:
- алгоритм поведения человека при посредничестве;
- теоретические вопросы о происхождение и сущности морали.
На сегодняшний день этика проникла абсолютно во все сферы бытия человека, а ее познание широко используется в различных науках, в том числе в конфликтологии. Сам термин «этика посредничества» состоит из двух основных аспектов: этика и, собственно говоря, само посредничество. Данная терминология активно используется в самых различных областях, где изучаются психологические аспекты деятельности человека. Этика посредничества отражает способы взаимодействия человека с обществом, возможность разрешения конфликтов.
Этическое содержание посредничества
Посредничество представляет собой один из способов разрешения конфликтов. Сущность его заключается в замораживании и подавлении. Одним из способов разрешения конфликтов является привлечение медиатора, который является третьим лицом в конфликте. В качестве медиатора, как правило, выступают один человек или группа лиц, которые имеют соответствующее конфликтологическое образования, окончили медиаторские курсы и имеют соответствующую лицензию на осуществление медиаторской деятельности.
Под медиатором понимается независимое физическое лицо, которое стороны могут привлечь с целью урегулирования конфликта или выработки решения по существу спора.
При этом медиатор должен соблюдать принцип добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, должен быть беспристрастным и независимым:
- Принцип добровольности означает, что стороны самостоятельно выбирают себе третье лицо исходя из личного прочтения. Не допускается давление на стороны в данном вопросе, равно как и принудительное участие медиатора в разрешении возникшего спора.
- Конфиденциальность – данный принцип предполагает неразглашение тех данных, которые стали известными посреднику в связи с разбирательством спорам сторон.
- Принцип сотрудничества означает, что медиатор не должен оказывать давление на стороны с целью принятия определённого решения. Принятие решения основывается только на принципе сотрудничества между сторонами, где медиатор играет лишь роль третьего лица. Окончательное решение остается именно за лицами, между которыми возник конфликт.
- Равноправие сторон – стороны, независимо от участия в разрешении конфликта медиатора или в его отсутствии равны в своих правах, не допускается нарушение равновесия.
- Беспристрастность – медиатор должен разрешать конфликты беспристрастно, не поддерживая какую-либо одну из сторон. Он должен уметь не только выявить причины конфликта, но и установить истинные мотивы каждый из сторон.
- Независимость – медиатор должен быть независим от сторон. Это означает, что при возникновении споров стороны привлекают незаинтересованное лицо, в том числе из числа профессиональных медиаторов.
Этика посредника
Посредник ходе разрешении конфликта должен соблюдать определённые правила, которые основываются на нормах морали и требований к его профессии. В частности, конфликтологи выделяют следующие правила, которые должны быть соблюдены посредником с точки зрения этики:
- Наличие компетенции. Посредник должен быть не только максимально образованным исходя из установленных требований, но и быть компетентным в рассматриваемом вопросе. Например, он должен подтвердить необходимыми документами свои знания, проходить периодический курс, добиваться профессионального роста.
- Использование одобренных методик. Методики должны быть одобрены не только нормами морали, но и нормами действующего законодательства. Например, недопустимо одной сторон предполагать совершить убийство другой стороны с целью «оптимального» разрешения конфликта.
- Взаимное уважение прав и интересов друг друга. Посредник должна уважать не только свои собственные интересы, но и интересы оппонентов, не допускать резких высказываний в их адрес. Кроме того, посредник должен максимально объективно оценивать доводы и позиции сторон, независимо от того мнения, которое лично он придерживается в данном конфликте.
- Использование одобренных методик. Посредник должен использовать только те методики, которые одобренные психологами, конфликтологами, а также нормами действующего законодательства.
- Посредник не должен рассматривать конфликт как нечто однозначно разрушительное. Конфликт может иметь как позитивные, так и негативные функции. Однако очевидно, что ситуация конфликта нуждается в управлении, управлять конфликтом может, в том числе, и третье лицо. Так, посредник вступает в переговоры тогда, когда стороны уже не могут разрешить возникший конфликт самостоятельно, без вмешательства третьей стороны.
Рисунок 1. Посредник. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ