Понятие этики посредничества
Этика посредничества – это этические нормы, которые должны соблюдать посредники в переговорах.
Посредничество предполагает наличие третьей стороны при разрешении конфликта, возникшего между сторонами. Вопросы посредничества длительное время изучаются конфликтологами, социологами, философами, политологами, психологами, а также такой наукой, как этика. Именно при взаимодействии этики, социологии и психологии был разработан особый подход к такому разделу конфликтологии, как «этика посредничества».
Возникновение первых профессиональных и этических кодексов относится к периоду разделения труда, то есть примерно к XI-XII векам. Этика как подраздел конфликтологии имеет важное значение для всех членов общества, так как люди во все времена взаимодействовали друг с другом, обладая разными психологическими характеристиками. Соответственно возникал конфликт интересов, который было необходимо разрешать. Поначалу стороны обращались к жрецам, которые исполняли судебные функции и играли роль посредника.
Со временем институт посредничества развивался. Первая составляющая этики посредничества – собственно сама этика. В настоящее время в этике посредничества можно выделить два основных вопроса:
- действия человека при посредничестве;
- теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.
Этика проникла абсолютно во все сферы бытия, а потому широко используется, в том числе, и в конфликтологии. Это социально-психологический аспект взаимоотношений между людьми.
Вторая составляющая этики посредничества – собственно само посредничество. Данный термин чаще всего используется именно в сфере деловых отношений, где роль посредника наиболее существенна. Между тем данное мнение ошибочно, в настоящее время институт посредника также используется и в других областях. Конфликтологи выступают своеобразными посредниками между людьми, изучая теорию конфликта и разрешая возникшие проблемы на практике, используя при этом этические нормы и правила, диктуемые мораль.
В древности роль посредника выполняли старейшины, которые были самыми мудрыми людьми общины. Данный способ разрешения конфликта однозначно являлся цивилизованным. Он возник на определённом этапе развития социума. Старейшины, как правило, обладали непоколебимым авторитетом, что заставляло стороны, между которыми возникал конфликт, слушаться их. В настоящее время в качестве посредников могут выступать любые службы, например, службы управления персоналом, конфликтологи и психологи, профсоюзы, полиция, суды и так далее.
Этическая составляющая медиации
Замораживание и подавление конфликтов – это не лучший способ их разрешения. Конфликтологи сформировали оптимальные модели разрешения конфликта. Одним из способов разрешения конфликта с участием третьего лица является медиация, которая представляет собой специфический вид деятельности, оптимизирующий разрешение конфликтов, помогающий сторонам найти решение возникшей проблемы и прекратить конфликт. В лице медиатора, как правило, выступает один человек или группа лиц, которые являются профессионалами в своём деле. Как правило, данные лица должны иметь конфликтологическое или психологическое образование.
У медиатора может наличествовать соответствующий нормативный статус, для этого он должен пройти курсы медиатора и официально заниматься медиаторской деятельностью, при этом предполагается, что основная цель медиаторов – воздействовать в конфликте на оппонентов.
Медиаторами становится лица, которые обладают достаточными знаниями. Как правило, это известные лица, которые добились успеха в какой-либо профессии, представители религии, педагоги психологи, социальные работники, родители или люди, которые являются старшими по возрасту, друзья, случайные свидетели конфликта и так далее.
Этическая задача медиатора заключается в необходимости урегулирования конфликта между сторонами. Посредник в конфликте может обеспечить оказание помощи сторонам в принятии необходимого решения, отвечающего интересам обоих сторон. Кроме того, медиатор способен контролировать выполнение сторонами одобренного решения. Он обладает определёнными знаниями, способен конструктивно разрешить возникшую проблему. Психологи отмечают, что медиатор должен уметь принимать людей, такими, какими они есть, не разделяя их мнение и не одобряя решение. Медиатор должен нейтрально относиться к разрешению конфликта. В этом заключается основное этическое правило.
Этические правила посредничества
Посредник при разрешении конфликта должен соблюдать ряд правил, которые он определяет исходя из нормы морали и требований к его профессии. В частности, можно выделить следующие правила:
- Посредник должен быть образован, компетентен в рассматриваемом вопросе. Если посредник является медиатором, то, например, он должен окончить соответствующие курсы и подтвердить свои знания, проходить периодические курсы повышения квалификации, профессионально расти.
- Посредник должен использовать только те методики, которые одобрены и соответствуют нормам морали. Недопустимо предлагать одной из сторон с целью устранения конфликта ликвидировать другую сторону, например, путем найма киллера.
- Неразглашение информации. Посредник, участвуя в разрешении конфликта между странами, не должен разглашать информацию, ставшую ему известной в силу взаимодействия с субъектами. Стороны, изначально обращаясь к медиатору, рассчитывают на конфиденциальность. Поэтому разглашение какой-либо информации без согласия сторон запрещено.
- Посредник должен уважать не только свои собственные этические и моральные установки, но и установки других сторон, независимо от того мнения, которого он сам придерживается. Мнение сторон никак не должно отразиться на профессионализме посредника.
- Отсутствие дискриминации. В своей деятельности посредник не должен дискриминировать стороны по каким-либо признакам, например, по признаку пола, возраста, вероисповедания, сексуальной ориентации, занимаемого служебного положения, языка, гражданства и так далее.
- Клиенты имеют честь и достоинство, а потому посредник не имеет права производить какие-либо действия, направленные на оскорбление их чести и достоинства.