Состояние основных отраслей промышленности
Еще в предвоенные годы увеличение ресурсов угля отставало от быстрого роста парка и мощности паровых двигателей. Главным его потребителем выступали:
- текстильная промышленность (более 1/3 всех ресурсов угля),
- металлообработка и машиностроение (около 1/4),
- горная промышленность,
- металлургия,
- а также ж.д. транспорт.
В то время более 20 % потребностей в этом виде топлива удовлетворялось за счет импорта, в основном, из Англии.
Во время войны весь импорт доставлялся морским путем до Архангельска и Владивостока, где его перегружали на железную дорогу. Но, инфраструктура этих портов была не в состоянии обработать внезапно нахлынувший многотоннажный грузопоток. Даже ценные товары скапливались здесь в огромных количествах и лежали месяцами, а иногда годами, портились и становились безхозными.
Для угля, естественно, места не оставалось. Таким образом, Россия вдруг недосчиталась 7-7.5 млн. тонн ценного топлива. Верно, «повезло» в другом: с нефтепродуктами. До войны примерно 1 млн. тонн (в пересчете на уголь) керосина, бензина и других нефтепродуктов вывозился за рубеж, в основном через порты Черного моря. Но участие Турции в войне на стороне Германии перекрыло эту торговлю. Из-за трудностей сбыта уже имевшихся запасов керосина и бензина, добыча сырой нефти в 1914 г. несколько сократилась, а затем начала медленно расти, частично перекрывая дефицит угля. Но настоящей палочкой-выручалочкой стали дрова. Их доля в топливном балансе России с 35 % в 1913 г. повысилась до 43 и даже 52 %, соответственно, в 1916 и 1917 годах.
Перебои с поставками кокса, железной руды и трудности с транспортом, серьезно тормозили увеличение одного из главных ресурсов войны – металла.
Еще острее сложилась ситуация с медью – основным сырьем для электротехники, промышленности связи и радио.
Если в 1913 г. ее выпуск в России составил 32.3 тыс. тонн, то в 1916 г. – только 22.1 тыс. Поэтому потребовалось почти в десять раз расширить импорт: с 6.2 тыс. т накануне войны, до 59 тыс. т в 1916 г.
Химическая промышленность в период войны раздвоилась:
- одна ее часть стала круто подниматься в гору, в область производства пороха, других боеприпасов, а также необходимых для этого исходных продуктов;
- другая – «мирная» химия медленно спускалась на тормозах вниз.
По данным промышленной переписи в 31 губернии объем валовой продукции в химических отраслях с 1913 по1916 годы увеличился в 1.8 раза, в том числе производство взрывчатых веществ – более чем в 10 раз.
Преодоление основных препятствий в военной промышленности
По динамичности развития химия лишь немного уступала военной промышленности. Но, это было достигнуто, в основном, за счет резкого увеличения производства пороха и других ВВ. Основная химия (производство кислот, щелочи, солей) упорно держалась на уровне довоенных лет. Выпуск продукции для населения, в том числе таких важных в быту, как мыло и спички, с первых же месяцев войны стал сокращаться и в 1917 г. составил менее 2/3 от довоенного уровня. Снизилось также производство минеральных удобрений.
В таком же «расслоенном» положении оказалось машиностроение. Казенные предприятия, специализировавшиеся на выпуске стрелкового оружия и артиллерийских орудий, относительно быстро перешли на массовое производство и расширяли его высокими темпами. Другая его часть, принадлежавшая частным владельцам и акционерам, получив государственные кредиты, с переменным и неодинаковым успехом осваивала новую технику: выпуск самолетов, авиамоторов, автомобилей и броневиков, станков разного назначения, телефонную и радиоаппаратуру, другие незнакомые, а потому сложные изделия.
Наконец, была и третья часть машиностроителей, которая, столкнувшись с дефицитом сырья и топлива, рабочей силы, финансов и других ресурсов, стала свертывать производство. В первую очередь, такая судьба выпала на долю производителей разного рода локомобилей и паровых турбин, транспортных средств, машин и металлоизделий для крестьян. Так, выпуск паровых установок сократился к 1917 г. в два, сельскохозяйственных машин в 2.2, весов и гирь – в 3 раза. Производство пассажирских вагонов уменьшилось наполовину.
Для преодоления всей полосы препятствий, потребовалось огромное напряжение сил, предприимчивости и изобретательности, а также взаимной поддержки патриотически настроенных людей.
Такой «бешенной» динамики (рост за два года в 310 раз!), какую получило в 1915-1916 гг. производство снарядов, не имела ни одна другая отрасль военной промышленности.
Одна из важных особенностей развития военной техники в начале XX века состояла в том, что на смену лошади, как главной тягловой силы в артиллерии и материально-техническом снабжении армии, а также при эвакуации раненых, прибыли автомобиль и трактор. Особое значение имело и то обстоятельство, что, когда их одевали в броню, они превращались в грозные боевые машины – броневик и танк. Качественный скачок в этой сфере произошел не в одночасье: он накапливался в течение десятилетий, параллельно в разных странах.