Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемно-хронологический метод изучения истории

Определение 1

Проблемно-хронологический метод – это метод исторического познания, применяемый при изучении одной стороны государства, общества, личности в ее последовательном развитии. Этот метод позволяет в полной мере проследить логическое развитие проблемы и наиболее эффективно извлекать практический опыт.

Содержание метода

Целью историка является постижение смысла истории. А его нельзя постичь, просто устанавливая и реконструируя факты. Задача научно-исследовательской работы историка состоит в организации фактов в определенную объяснительную систему. Исторические факты не существуют сами по себе, им надлежит указывать на явления, тенденции, процессы, или иллюстрировать их примерами.

Статья: Проблемно-хронологический метод изучения истории
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Исторические факты не могут существовать отдельно друг от друга. Взаимодействуя, они складываются в явления. Выделяя явления, исследователь конкретизирует предмет исторического исследования, систематизирует факты и пытается добиться наиболее глубокого понимания истории процесса и движущих сил исторического процесса.

Например, на протяжении долгого времени происходят регулярные вооруженные конфликты между двумя соседними странами. Они складываются в одно явление — войну между странами. Война является политической, экономической, культурной, военно-технической проблемой для истории взаимоотношений двух стран, и для их внутренней истории. Рассматривая войну в качестве исторической проблемы, историк систематизирует доступный ему материал: определяет территориальные границы и хронологические рамки войны, причины, повод к ней, этапы, основные сражения, итоги и последствия, значение. Многие войны, особенно древнего мира и Средних веков, сконструированы учеными-историками и на самом деле современниками воспринимались по-другому.

«Проблемно-хронологический метод изучения истории» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Одним из наиболее распространенных ранее методов исторического исследования является хронологический метод. Он заключается в том, что все факты, явления, события или процессы политической, экономической, социальной, культурной или правовой истории излагаются в строгом хронологическом порядке. Сейчас в чистом виде этот метод используется реже, главным образом при составлении исторической хронологии, при реконструировании цепи событий, связанных между собой в большинстве случаев. Проблемно-хронологический метод является более широко применимой разновидностью хронологического метода. Он предполагает расчленение широкой темы на целый ряд относительно узких проблем исторического развития, из которых каждая рассматривается в строгой хронологической последовательности относящихся к ней фактов. К числу несомненных достоинств данного метода стоит отнести соблюдение исторической преемственности в описании различных исторических институтов, так как ничего в истории не вырастает на пустом месте. Любые явления вырастают из предшествующих, и по мере своего развития трансформируются в будущие формы. Применение хронологического, а равно и проблемно-хронологического метода, позволяет представить единую историческую перспективу. Также проблемно-хронологический метод позволяет рассмотреть качественные изменения в развитии изучаемого явления.

Применение

В качестве примера можно привести Столетнюю войну между Англией и Францией. Она распадается на серию конфликтов: Эдвардианская война (1337—1360), Каролингская война (1369—1396), Ланкастерская война (1415—1428) и завершающий этап войны до 1453 года, при этом никакого официального соглашения об окончании войны не было оформлено. В этот хронологический период, кроме того, попадает целый ряд других локальных конфликтов. Таким образом, столетняя война является лишь традиционным названием длительного военно-политического конфликта между королевствами Англии и Франции в XIV—XV вв. Как цельное явление эту войну придумали историки XIX века, которые ввели в оборот выражение и определили хронологические рамки, на 16 лет большие века. Но европейцы, жившие между 1337 и 1453 гг., даже не подозревали, что они живут в эпоху Столетней войны.

Историк может изучать следующие виды исторических проблем:

  • собственно исследовательские проблемы. В рамках их изучения необходимо проводить характеристику источников, их датировку, определять степень репрезентативности, степень верификации данных, обосновывать выбор исследовательских метода и т.д.;
  • глобальные исторические проблемы, среди которых можно выделить три больших блока:
  • определение причин исторических событий, явлений, тенденций и процессов;
  • установление их сущности, характеристика;
  • выявление результатов и последствий событий, то есть их места в истории.

По направлениям исторические проблемы можно разделить следующим образом:

  • социальные;
  • экономические;
  • политические;
  • историко-демографические;
  • военные;
  • культурные;
  • религиозные;
  • историко-антропологические и многие другие проблемы.

Также возможно изучение проблем конкретных исторических сюжетов. Исследование любого исторического сюжета может делаться с двумя основными целями:

  • реконструкция событийного ряда, фактов, связанных с данным сюжетом;
  • определение причин и последствий развития данного исторического сюжета, его истинного смысла, места в истории, характеристики.
Замечание 1

Для достижения второй цели необходимо применять конкретно-проблемный метод.

Недостатки проблемно-хронологического метода

Несмотря на широкое применение в научных исследованиях проблемно-хронологического метода, он не лишен некоторых недостатков. К ним можно отнести:

  • проблемно-хронологический подход можно охарактеризовать не методом самостоятельного продуктивного исторического исследования прошлого, а лишь одним из приёмов систематического изложения материала, подменяя поиск нового знания описанием известных фактов;
  • при рассмотрении узких проблем исторического развития, характерном для проблемно-хронологического метода, историк-исследователь может не учесть исторический контекст, что негативно скажется на соблюдении принципов историзма и объективности.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot