Государственный и муниципальный контроль – это одна из функций государственного и муниципального управления, реализуемая в границах полномочий органов государственного и муниципального управления с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений требований законодательства к осуществлению государственного и муниципального управления, а также оценки эффективности решений государственных и муниципальных органов власти.
Нормативно-правовая база осуществления государственного и муниципального контроля
Нормативное регулирование отношений, возникающих в процессе осуществления государственного и муниципального контроля, формируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», иными федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами органов государственной власти федерального, регионального уровня, муниципальными нормативно-правовыми актами.
Соответствующие нормативно-правовые акты применяются к различным уровням государственного и муниципального контроля.
Конкретные виды государственного и муниципального контроля регулируются определенными положениями, которые определяют следующие аспекты осуществления контрольной деятельности:
- во-первых, перечень органов, имеющих полномочия на реализацию определенного вида контроля;
- во-вторых, критерии определения объектов контроля для его осуществления;
- в-третьих, состав мероприятий профилактического характера;
- в-четвертых, виды контрольных мероприятий и перечень допустимых действий контрольного характера в отношении мероприятий;
- в-пятых, периодичность и виды проведения контрольных мероприятий;
- в-шестых, порядок оценки соблюдения лицензионных требований;
- в-седьмых, иные аспекты осуществления контрольной деятельности.
Принципиальные основы осуществления государственного и муниципального контроля
Государственный и муниципальный контроль осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых относятся следующие:
- принцип обоснованности и законности. Суть данного принципа подразумевает необходимость наличия оснований для проведения контрольных мероприятий. Перечень таких оснований устанавливается соответствующими нормативными актами, что обеспечивает законность проведения контроля;
- принцип стимулирования добросовестного соблюдения требований. Данный принцип контроля устанавливает приоритетность проведения профилактических мероприятий, снижающих возможные риски по отношению к иным контрольным мероприятиям;
- принцип соразмерности вмешательства в деятельность лиц, подлежащих контролю. Сущность данного принципа состоит в установлении соразмерности характера нарушений и объема применяемых контрольных мероприятий;
- принцип охраны законных интересов и прав контролируемых лиц, уважения их достоинства и деловой репутации. Данный принцип подразумевает обеспечение контролирующими субъектами перечисленных прав контролируемых лиц;
- принцип недопустимости злоупотребления правом. Данный принцип подразумевает установление запрета на превышении допустимых законодательством процедур проведения контроля в виде нарушения сроков проверки, объемов контрольных процедур и так далее;
- принцип соблюдения охраняемой законодательством тайны. Данный принцип подразумевает невозможность разглашения информации, полученной в результате контрольных мероприятий, если на эту информацию распространяется режим сохранения тайны;
- принцип доступности и открытости информации об организации и порядке осуществления государственного муниципального контроля. Данный принцип подразумевает информированность контролируемых лиц о контрольных мероприятиях;
- принцип оперативности осуществления государственного и муниципального контроля. Данный принцип подразумевает соблюдение сроков проведения контрольных мероприятий и возможность их продления только при наличии соответствующих оснований.
Характеристика видов и типов государственного контроля
В соответствии с критерием объема и содержания государственный и муниципальный контроль подразделяется на следующие виды:
- общий контроль, который направлен на оценку соблюдения положений Конституции, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов государственного и муниципального управления;
- специальный контроль, которой осуществляется в разрезе отдельных направлений деятельности;
- ведомственный контроль, осуществляемый соответствующими ведомствами в отношении подведомственных им субъектов;
- межотраслевой или вневедомственный контроль, осуществляемый в отношении различных субъектов контрольной деятельности, не имеющих общей организационной подчиненности;
- отраслевой или внутриведомственный контроль, осуществляемый отраслевыми и межведомственными органами в отношении вопросов отраслевого характера.
В соответствии со стадиями осуществления государственный и муниципальный контроль может быть следующих типов:
- предварительный тип, подразумевающий осуществление контроля до начала какой-либо деятельности;
- текущий тип, представляющий собой контроль, реализуемый в процессе осуществления какой-либо деятельности;
- последующий тип контроля, представляющий собой контрольные мероприятия, осуществляемых по итогам завершения какой-либо деятельности.
По критериям временного режима контролем он делится на следующие типы:
- во-первых, постоянный тип контроля, осуществляемый на регулярной основе и призванный выявлять нарушения функционирования подконтрольных субъектов;
- во-вторых, периодический тип контроля, осуществляемый по итогам определенных периодов времени с заданной периодичностью.
В соответствии с источниками контроль делится на два вида:
- во-первых, документальный тип контроля, основу которого составляет исследование данных, содержащихся в документации;
- во-вторых, фактический тип контроля, представляющий собой проверку, направленную на оценку количественного и качественного состояния проверяемого объекта.