Управление земельными ресурсами в муниципальном образовании – это целенаправленная деятельность органов публичного управления муниципального уровня, опосредующая мероприятия нормотворческого, организационного, контрольного и другого характера, направленные на учреждение и функционирование в муниципальном образовании системы эффективного пользования и распоряжения земельными ресурсами в соответствии с требованиями земельного и иного законодательства.
Содержание управления земельными ресурсами в муниципальном образовании
Управленческие процессы в отношении земельных ресурсов – это сложная система правоотношений, опосредующая управленческое воздействие на земельные ресурсы со стороны органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней и населения.
Система управленческих отношений земельными ресурсами включает в себя следующие элементы:
- предмет управления, то есть земельный фонд государства (Федерации и регионов), различных видов муниципалитетов, а также участки земли конкретных участников земельных правоотношений, отличающиеся правовым основанием предоставления и правовому положению, участки земли, на которые распространяется право общего пользования;
- субъекты управления, к которым относятся публично-правовые образования – государство, регион, муниципалитет, осуществляющие публично-правовое управление земельными участками, и частные лица – организации и физические лица, которые реализуют внутрихозяйственное управление участками земли;
- объект управления, то есть общественные отношения, опосредующие процессы организации распоряжения и использования земельных участков соответствующих территорий для удовлетворения потребностей населения.
Необходимо отметить, что публично-правовое управление землей реализуется:
- органами публичного управления общей и специальной компетенции. Такое управление реализуется в отношении всех земель соответствующего публично-правового образования без привязки к назначению земли или правовому статусу ее правообладателя;
- ведомственными органами. Такое управление реализуется профильными министерствами, службами, отделами в отношении подведомственных им организаций, в пользовании или распоряжении которых находятся земельные участки. Соответственно, в рассматриваемом случае управление происходит не по территориальному, а по ведомственному принципу.
Публично-правое управление землей на уровне муниципальных образований осуществляется органами местной власти в рамках, установленных специальным законодательством. Внутрихозяйственная управленческая деятельность реализуется непосредственно правообладателями земельных участков.
Цели и задачи управления земельными ресурсами в муниципальном образовании
Важно подчеркнуть, что главная цель управленческой деятельности в отношении земельных участков – это удовлетворение интересов соответствующей территории за счет использования и распоряжения землей как объектом, характеризующимся высокой ценностью, при соблюдении требований экологической безопасности.
Названная цель определяет задачи, принципы и направления публичного управления земельными ресурсами муниципального образования.
Итак, эффективное управление земельными ресурсами муниципального образования предполагает также соблюдение таких условий, как:
- рациональность в использовании земельных ресурсов;
- реализация охранных мероприятий в отношении земельных ресурсов.
Названные условия предполагают использование земельных ресурсов в соответствии со стратегическими целями социально-экономического и экологического развития территории муниципального образования, когда земля рассматривается в качестве ценнейшего природного ресурса, использование которого требует ее сохранения и восстановления для использования будущими поколениями. Иной подход к управлению в отношении земельных ресурсов не отвечает требованиям разумности, экологической безопасности, которые ставит сегодня перед обществом и государством крайне тяжелая экологическая обстановка, как внутри страны, так и в мире.
Необходимо отметить, что муниципалитеты, как и публично-правовые образования других уровней, выступают в правоотношениях по управлению муниципальными земельными ресурсами в двух ипостасях:
- как управомоченная сторона (властный субъект), которая определяет положения и алгоритмы управленческого воздействия на правообладателей земельных ресурсов, обеспечивает исполнение установленных требований правообладателями земельных ресурсов, в том числе экологических требований, уплаты налогов и иных взносов и пр.;
- как обязанная сторона – правообладатель земельных ресурсов, который функционирует наравне с другими субъектами в гражданских правоотношениях. Муниципальное образование как правообладатель решает специфические задачи, в отличие от частных субъектов: извлечение дохода при использовании земельных ресурсов – не первоочередная задача, прежде всего, использование должно удовлетворять интересы местного населения, решать социально-экономические и экологические проблемы.
Местное публичное управление землями должно решать следующие задачи:
- обеспечение роста поступлений, как налогового, так и неналогового характера, в бюджет муниципального образования посредством вовлечения в гражданские правоотношения неиспользуемые земли;
- разработка и применение оптимальных показателей эксплуатации и содержания муниципальной земли;
- рационализация структуры муниципальной земли;
- выстраивание эффективной инфраструктуры управления муниципальными земельными ресурсами;
- повышение эффективности контрольных процедур, реализуемых местными органами публичного управления, в отношении соблюдения условий передачи и использования земельных участков и пр.