Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Правовые проблемы разграничения государственной собственности на землю

Определение 1

Разграничение государственной собственности на землю – это нормативно регламентированная административная процедура распределения земельных участков, которая реализуется посредством передачи Федерацией на основании предусмотренных законом юридических фактов земельных ресурсов, не относящихся к собственности физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее региональным территориям и муниципальным образованиям.

Значение разграничения государственной собственности на землю

Положениями действующего федерального земельного законодательства закреплен принцип разграничения государственной собственности на земельные ресурсы. Это нормативно регламентированная административная процедура распределения земельных ресурсов между уровнями публичного управления для их эффективного использования, когда они не находятся в собственности физических и юридических лиц.

Значение названной процедуры крайне высоко, поскольку на сегодняшний момент из числа земель, расположенных в населенных пунктах, не распределенными остаются более 80%; указанный показатель актуален и для земель промышленности и другого специального назначения.

Соответственно, в той части, в которой распределение земельных ресурсов из государственной собственности не произведено, затрудняются охрана таких земель, их использование и распоряжение ими. При этом важно отметить, что современное земельное законодательство при регулировании земельных отношений исходит из презумпции завершившегося разграничения земельных ресурсов между федеральной, региональной и муниципальной собственностью.

Разграничение собственности на земельные ресурсы, кадастровый учет земельных участков является необходимым условием для дальнейшего использования земельных ресурсов, а также для планирования развития территории, развития территории, выделения участков для их передачи в собственность физических и юридических лиц и пр.

«Правовые проблемы разграничения государственной собственности на землю» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю

Поскольку в Советском государстве земельные ресурсы находились в государственной собственности, их разграничение для целей управления четко регламентировалось, каждый уровень управления обладал определенным спектром правомочий в отношении земельных ресурсов, в том числе в части их предоставления физическим лицам и организациям. Перед современным же Российским государством с принятием новой Конституции и признанием частной, муниципальной, региональной и федеральной собственности возникает необходимость создания эффективного механизма разграничения государственной собственности.

После принятия действующей Конституции страны органы публичного управления неоднократно предпринимали попытки разграничить государственную собственность на земельные ресурсы. Первым нормативно-правовым актом, касающимся вопросов разграничения собственности на земельные ресурсы, является указ главы государства относительно федеральных природных ресурсов. В соответствии с названным указом разграничение собственности государства должно было производиться исходя из их значения для всего общества и государства.

В соответствии с названным указом должны находиться в федеральной собственности:

  • земельные ресурсы и иные природные ресурсы, которые имеют значение для обороны страны, охраны ее границ или иных задач органов федеральной власти;
  • земельные ресурсы, на которых расположены объекты, находящиеся в федеральной собственности. Это энергетические объекты, космические объекты, исторические объекты и иные;
  • земельные ресурсы, которые входят в состав природных объектов федерального значения, природных парков, заповедников и др.

В 2001 г. был принят специальный федеральный закон, который в качестве механизма и принципов разграничения государственной собственности, предусматривал составление списков земельных ресурсов, в отношении которых должно быть установлено право федеральной, региональной или местной собственности, однако ввиду сложности составления таких перечней названный нормативный акт не был реализован.

Федеральным законом о введении в действие федерального земельного законодательства для разграничения государственной собственности на земельные ресурсы предусматриваются виды земельных ресурсов, которые должны быть включены в состав федеральной, региональной или муниципальной собственности. Так, например, в состав федеральной собственности названным законом включаются:

  • земельные ресурсы, на которых расположены объекты недвижимости, входящие в состав федеральной собственности;
  • земельные участки, которые предоставлены органам публичного управления федерального уровня, их территориальным подразделениям, а также образованным Федерацией предприятиям и др.

Характеристика правовых проблем разграничения государственной собственности на землю

Правовые проблемы разграничения государственной собственности на земельные ресурсы в первую очередь были вызваны нормативно закрепленным механизмом реализации указанной процедуры. Такое распределение изначально проводилось на основе составления списков земельных ресурсов, которые должны отойти в состав федеральной, региональной и муниципальной собственности, при этом приоритетно перечни составлялись в отношении федерального имущества, что вызывало обоснованное опасение у регионов и муниципальных образований относительно возможного предоставления им земельных ресурсов по остаточному принципу.

В последующем земельным законодательством была модернизирована применяемая процедура разграничения, однако процесс разграничения государственной собственности на землю по-прежнему не завершен. Во многом это обусловлено тем, что не разработаны и не реализуются специальные стратегические и программные документы в рассматриваемой сфере, которые бы связывали объем ресурсов с конкретными мероприятиями разграничения, сроками их реализации и возлагали ответственность на соответствующих субъектов.

Во многом проблемы реализации разграничения государственной собственности на землю связаны со значительной стоимостью инвентаризационных, кадастровых и иных мероприятий, которые необходимо провести для последующей передачи земельных ресурсов в состав собственности Федерации, региона или местного сообщества.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot