Создание сети доступных спортивных центров на условиях частного партнерства – это концепция решения социально значимых задач публичного управления совместными усилиями государственных органов и представителей частного бизнеса с целью обеспечения прав личности на здоровье, а также на комфортную среду для занятий спортом и физической культурой.
Значение создания сети доступных спортивных центров на условиях частного партнерства
В демократически организованном обществе для обеспечения прав личности выступают основной целью функционирования государственного механизма. Перед органами публичного управления стоит задача формирования комфортной среды для жизнедеятельности населения конкретной территории, в том числе обеспечение права на здоровье и развитие личности. Указанное актуализирует вопросы обеспечения условий для физической активности, занятий спортом населения конкретной территории. Как показывает практика развитых стран, для современного человека спорт становится неотъемлемым элементом развития и активной жизнедеятельности. Здоровый образ жизни сегодня социальный тренд и значительная часть населения заинтересована в среде, позволяющей ежедневно заниматься спортом, физическими упражнениями, принимать участие в коллективных спортивных мероприятиях и пр.
Таким образом, развитие спорта и физкультуры для сегодняшнего социума выступает важнейшим условием обеспечения здоровья населения, его физического и культурного развития, а также является инструментом эффективного общения и, соответственно, обеспечения общественного согласия.
Кроме того, развитие спорта и физкультуры позволяет обеспечить социально полезный досуг как альтернативу вредным для здоровья привычкам.
В соответствии с социальными запросами сегодня число спортивных объектов увеличивается и развитие инфраструктуры спорта и физической культуры можно охарактеризовать положительно, однако о полной обеспеченности спортивными объектами населения говорить пока рано. Так, необходимо отметить, что объем строительства и реконструкции объектов спорта и физической культуры не успевает за растущими потребностями населения. Это приводит к загруженности спортивных объектов, росту цен на предоставление спортивных услуг и, как следствие, к неудовлетворенности социальных запросов населения в области физической культуры и спорта.
Значительное число региональных территорий испытывает на себе недостаток бассейнов для плавания, велодорожек, лыжных трасс, открытых спортивных сооружений для занятий легкой атлетикой и др. Это происходит, потому что названные объекты спортивной инфраструктуры требует дорогостоящего содержания и не позволяют извлечь доход в короткие сроки. Такие спортивные площадки функционируют эффективно только в составе крупных комплексов, что, в свою очередь, обуславливает высокую стоимость предоставления спортивных услуг.
Субъекты частного хозяйствования не заинтересованы в возведении в отдельно стоящих спортивных площадок, они создают комплексные спортивные развлекательные площадки, например, аквапарки, спортивно-концертные площадки, или арендуют помещения для создания спортивных центров, преимущественно для тренажерных и коллективных спортивных занятий по направлениям аэробики, йоги и пр.
Отдельно стоящие строительные объекты для занятия спортом и физической культурой возводятся преимущественно в рамках реализации специальных государственных и муниципальных программ для комплексного освоения конкретной территории за счет бюджетных ресурсов.
При этом перед государством стоит задача не только обеспечения потребности населения в спортивных объектах, но и контроль организации и функционирования таких объектов в соответствии со строительными, техническим и санитарными нормами, гарантирующими безопасность их эксплуатации.
Специфика создания сети доступных спортивных центров на условиях частного партнерства
Эффективная модернизация инфраструктуры спорта и физической культуры для обеспечения доступности спортивных объектов требует сегодня совместных усилий со стороны государства и субъектов частного бизнеса. Дефицит бюджетных ресурсов не позволяет в полной мере удовлетворить специальные запросы населения на строительство и реконструкцию спортивных площадок, стадионов, комплексов физкультуры. Указанное актуализирует вопрос привлечения к выполнению социально значимых задач в области строительства сети спортивных доступных центров на условиях государственно-частного партнерства субъектов частного бизнеса.
Государственно-частное партнерство следует рассматривать в качестве элемента системы организации государственного управления, в том числе социально-экономического развития, который позволяет посредством объединения преимуществ системы государственного управления и частного бизнеса на условиях сотрудничества решать наиболее важные социальные задачи.
Итак, институт государственно-частного партнерства позволяет привлечь для развития спортивной инфраструктуры, в том числе и для строительства сети доступных спортивных центров, ресурсы частного бизнеса.
При этом эффективное сотрудничество государства и частного бизнеса обеспечивается следующим образом:
- поддерживаются и реализуются приоритетные инновационные проекты, в том числе новые строительные технологии, позволяющие обеспечить эффективную социальную, экологическую обстановку. При этом эффективное партнерство требует снижения административных и налоговых барьеров и активное вовлечение в партнерство представителей малого и среднего бизнеса;
- партнерство в части создания сети доступных спортивных центров требует организации каналов связи между государственными субъектами, субъектами, осуществляющими строительную деятельность, маркетинговую деятельность в области спорта, а также субъектов, занимающихся производством, поставкой спортивной продукции и пр.