Федеративное государство – это характеристика территориального устройства публичного управления конкретного государства, предполагающая распределение полномочий публичного управления по вертикали между федеральным центром и субъектами федерации как равными публично-правовыми образованиями в составе единого государства.
История становления России как федеративного государства
Федеративное устройство – это сложная организация публичного управления в едином государстве посредством распределения публичной власти по вертикали между системой федеральных органов и системами органов субъектов федерации для наиболее эффективной реализации властных полномочий.
Россия как федеративное государство прошла три основных стадии развития:
- социалистическое федеративное устройство в период с 1918 по 1936 гг. Основы федеративного устройства в социалистическом государстве мыслились не как демократический инструмент организации публичного управления, а как инструмент противодействия национальному гнету. Федеративное устройство трактовала здесь как переходный этап к единому государству трудящимся;
- переход к унитарному государству в период с 1937 по 1985 гг. Фактически вся власть в государстве сосредоточилась у центральных органов власти, наличие автономных республик и автономных областей носило формальный характер;
- реформирование территориального устройства публичного управления перед принятием действующего Основного закона. Распад Советского государства, перестройка государственного и общественного устройства и последующее реформирование системы публичного управления актуализировали вопросы определения государственного территориального устройства, распределения властных полномочий. Конституцией была утверждена модель федеративного государства, предусматривающее распределение власти между федеральным и региональным уровнями.
Конституционные основы России как федеративного государства
Современное федеративное устройство Российского государства определяется следующими конституционными принципами:
- государственная целостность. Названный принцип предполагает, что в полной мере суверенитетом обладает Россия как единое государство. В частности, суверенитет находит выражение в верховенстве государственной власти на всей территории страны и независимости государственной власти от иных участников международных отношений. Иными словами, в полной мере суверенитетом во внутренних и внешних отношениях наделено непосредственно единое Российское государство, а не отдельные субъекты его образующие;
- равные права субъектов, в том числе на самоопределение народов Российского государства. Названный принцип предполагает, что все народы, проживающие на территории Российского государства, наделяются Конституцией равными правами на национальное развитие, на развитие собственной культуры и языка, на его использование;
- принцип целостности Российского государства предопределяет и утверждение принципа единства системы публичного управления в стране. Государственная власть распределяется по вертикали между федеральной системой публичного управления и системами публичного управления региональных территорий, которые строятся и функционируют на основе общих демократических принципов с использованием единых демократических инструментов. При этом важнейшие вопросы, имеющие общеполитическое значение входят в состав ведения Федерации;
- разграничение полномочий публичного управления по вертикали между Федерацией и региональными территориями. Такое разграничение фиксируется в Конституции и законодательстве посредством определения объектов исключительного управления федеральной власти, объектов совместного управления и объектов регионального управления;
- равный правовой статус субъектов РФ, образующих Федерацию. Здесь необходимо отметить, что несмотря на провозглашение равного правового статуса субъектов Российской Федерации, юридически и фактически субъекты наделены разным объемом полномочий. Так, наиболее широким перечнем полномочий наделены республики в составе Российской Федерации, которые, в частности, разрабатывают и утверждают собственные конституции, определяют республиканские официальные языки и др.
Особенности и проблемы России как федеративного государства
Россия как федеративное государство характеризуется специфическими чертами по сравнению с федеративными зарубежными государствами. Если обычно формированию Федерации предшествует объединение двух или нескольких государств для наиболее эффективного совместного решения общих политических задач, то образование Российской Федерации шло противоположным путем: Россия как федеративное государство формировалась посредством образования на ее территории автономных субъектов по территориальному или национальному признаку.
Теорией и практикой публичного управления выделяется ряд проблемных аспектов, касающихся федеративного устройства публичного управления в стране. В число таких проблемных аспектов можно включить следующие:
- распределение объектов управления между федеральными и региональными системами управления: не конкретизированы пределы законодательного регулирования объектов управления, что на практике ведет к дублированию полномочий или, напротив, к возникновению пробелов в правовом регулировании общественных отношений;
- федеральное законодательство, которое призвано устанавливать рамки правового регулирования отдельных направлений публичного управления, на практике детально регламентирует такие сферы, что приводит к централизации публичного управления, противоречащей Конституции;
- разграничение объектов управления между федеральной и региональными территориями нередко осуществляется на основании подзаконного нормативно-правового регулирования, что не соответствует требованиям конституционных положений.
Названные проблемные аспекты могут быть преодолены посредством совершенствования законодательного регулирования распределения объектов управления по вертикали между федеральным и региональным уровнями публичного управления в стране.