Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Федерация как форма государственного устройства

Понятие федерации

Замечание 1

Федерация – это особая форма государственного устройства, которая играет значительную роль в современном мире. Из существующих на данный момент времени 200 суверенных государств только 22 – федерации. Федеративные государства, имеющиеся на всех континентах, являются лидерами. Федерация – это самая молодая форма государственно-территориального устройства, возникшая в ХХ веке (исключение - Швейцария и США).

На внутреннее устройство государств оказывают влияние исторические традиции, национальный состав населения и многие другие факторы. Территориально крупными государствами (Россией, США, Канадой, ФРГ, Австралией, Бразилией, Аргентиной, Мексикой, Нигерией, Индией, ЮАР), принявшими федеративную форму государственного устройства из соображений разрешения национального вопроса или неприемлемости эффективности демократической координации из одного центра, была принята конституция, распределяющая (концентрирующая) властные полномочия, что предопределило правовую базу по решению задач общественного развития.

В небольших государствах проблема централизации и децентрализации власти разрешима относительно просто, однако в крупных государствах она гораздо сложнее и принимает политический оттенок. Несмотря на то, что конституционно Россия – федеративное государство, федерализм не особо популярен в сфере практической политики в настоящее время. Существует мнение о том, что федерализм России не имеет актуального значения, что Россия должна быть унитарным централизованным государством, управляемым «сильной рукой», что преимущества федерализма нам чужды, а сам федерализм - только лишь переходная форма в направлении к созданию унитарной государственности. Вопросы развития федерализма, как формы государственного, национального устройства являются достаточно дискуссионными.

В основе государственного устройства России, по количеству субъектов, занимающей первое место в мире, изначально заложены два противоречивых принципа:

  • национально-территориальный (республики, автономная область, автономные округа);
  • административно-территориальный (края, области, города федерального значения).
«Федерация как форма государственного устройства » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Государственным устройством принято называть территориально-политическую организацию государственной власти, находящей выражение соотношением государства, как единого целого с его составными частями. Территориальные части федеративного государства имеют ограниченный суверенитет.

Признаки федерации

Основные признаки федерации:

  • территориальные части федерации обладают статусом государственных образований и ограниченным суверенитетом;
  • построение системы государственных органов на принципах деления уровней власти – на самостоятельной системе органов федерации и самостоятельной системе субъектов федерации, между собой уровни власти не соподчиняются, каждый уровень обладает собственными высшими органами власти, в том числе выборными, высшие органы государственной власти субъекта не подчиняются федеральным властям;
  • два уровня системы законодательства, законы функционируют и на уровне государства в целом, и на уровне субъектов;
  • разграничение полномочий государственной власти между уровнями – разделение сферы компетенции федерации и сферы компетенции ее субъектов;
  • гражданство и государственный язык существуют как на уровне государства, так и на уровне субъекта;
  • присутствие государственной символики как на уровне государства, так и на уровне субъекта.

Унитарное и федеративное государства являются основными формами государственного устройства. Для унитарного государства характерны централизованная система государственной власти, отсутствие разграничения предметов ведения между государством в целом и административно-территориальными единицами, дифференциация полномочий центральных и местных органов власти. В федеративном государстве территориальная организация власти проходит на нескольких уровнях, причем субъекты федерации имеют самостоятельность и полномочия в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Существуют смешанные формы государственного устройства, которые зачастую являются переходными либо от унитарного государства к федерации, либо от федерации к унитарному. При таких государственных устройствах на равных условиях с субъектами федерации действуют административно-территориальные единицы, которые не наделены правами субъектов федерации и не входят в состав субъектов федерации. В этих случаях или расширяются права составных частей государства, или сужаются права субъектов федерации.

Виды федераций

Существует несколько классификаций федераций.

По принципу построения федерации бывают:

  • территориальными или административными - все субъекты федерации были основаны на экономических, географических, исторических и других критериях (например, США);
  • национальными (национально-лингвистические критерии - Индия);
  • смешанными - у части субъектов организация построена на территориальном признаке, у части - на национальном (Российская Федерация).

По основанию, на котором была образована федерация, выделяют:

  • конституционная федерация - унитарное государство децентрализуется, и федеративная форма определяется конституцией (Индия);
  • договорная или союзная федерация - образуется в результате объединения независимые друг от друга территории объединяются, федеративная форма определяется договором (США);
  • смешанная федерация - централизация и децентрализация проходит в одно и то же время, благодаря чему установлены и Конституция, и договор (Российская Федерация).

Объем полномочий федеративных государств также различается: у симметричных федераций все субъекты имеют равный объем полномочий (США); у ассиметричных федераций разные территории государства имеют разный статус и разный объем полномочий (Индия).

В централизованных федеративных государствах большинство важных вопросов решается на уровне государства, а субъекты не имеют большой сферы самостоятельности (Российская Федерация), в отличии от субъектов децентрализованных федеративных государств (США). Основная масса централизованных - конституционно-правовые. В децентрализованных федерациях федеральные органы решают вопросы, которые субъекты федерации не могут эффективно разрешить.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 24.02.2020
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot