Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Федеративное устройство Российской Федерации

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Право и юриспруденция / Федеративное устройство Российской Федерации

Понятие и формы государственного устройства

Определение 1

Государственное устройство представляет собой политико-территориальную организацию власти, которая определяет правовое положение субъектов государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, назначением государственного устройства является определение меры централизации и децентрализации власти.

Формы государственного устройства бывают унитарные и федеративные. Унитарным считается государство, административно-территориальные единицы которого обладают политической самостоятельностью. Государственных образований в таком государстве нет. Для большинства государств мира характерна именно унитарная форма государственного устройства.

Федеративное государство характеризуется тем, что в его состав входят государственные образования, каждое из которых имеет определенную самостоятельность. Субъекты такого союзного государства обладают одинаковым статусом и наделены равными правами.

Теоретически еще одной формой государственного устройства выступает конфедерация, которая допускает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение характеризуется уже не государственно-правовым, а международно-правовым характером. Для многонационального государства очень важно определить оптимальную форму государственного устройства.

Унитарным является централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти характеризуются наличием высших органов. Эти органы осуществляют свои функции на всех частях территории. Это не означает, что в административно-территориальных единицах не может иметь место местное самоуправление, действующее самостоятельно в пределах своей компетенции. В унитарном государстве могут создаваться автономные образования, для которых также характерна определенная самостоятельность.

Готовые работы на аналогичную тему

Унитарное государство характеризуется наличием одной конституции, его суверенитет является единым и неделимым для всего государства, и не ставится вопрос о наличии внутренних границ и территориальной целостности. В таком государстве гражданство признано бесспорно единственным. Унитарное государство многонационально и обладает децентрализованным характером благодаря наличию автономных органов управления у каждого народа. Но большинство унитарных государств не имеет национальных административных образований. Граждане отдельных национальностей образуют свои общины, но на автономию и собственную государственность не претендуют.

Федеративное государство является только общей формой государственного устройства, а ее политическое и правовое содержание является весьма неоднородным. Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее , их правовой статус и полномочия формировались с различными целями и в разных условиях, поэтому они и не являются одинаковыми по виду и форме.

Федеративные государства подразумевают добровольное объединение народов, но ими предусмотрены права выхода из союза того или иного субъекта федерации. Распад федераций обычно имел место в неправовых формах, в результате революционных восстаний. Но в спокойные времена субъекты федерации признают высшую юридическую силу законов и конституции, добровольно ограничивая свою компетенцию в пользу федерации. Несмотря на то, что внутри этих субъектов могут быть созданы автономные образования, они являются унитарными государствами. Главной проблемой федеративного устройства является то, что при распределении компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации возникают определенные трудности. Эти трудности связаны с тем, что иногда субъекты федерации хотят чрезмерной самостоятельности, претендуя на независимость и статус государственных образований. Но в любом случае они имеют свою конституцию, органы государственной власти и гражданство. Федеральная власть и власть субъектов федерации определяют федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и их совместную компетенцию. Зачастую это происходит в обстановке острых разногласий, имеет сложный характер и порождает противоречия между властями федерации и ее субъектами.

Исследуя мировой опыт, можно сказать, что федеративное государственное устройство прочнее в тех странах, где нет дискриминации по национальному признаку и имеет место прочно укоренившаяся национальная культура. Успешное экономическое развитие и общий рынок служат главным фактором равенства граждан и правового регулирования. Федерация не застрахована от кризисов и разногласий, но для успешного решения общегосударственных проблем она создает единственно возможную демократическую основу этих решений, которые были бы способны удовлетворить интересы всех политических, экономических и националистических сил.

Конституционно-правовой статус и основные принципы федеративного устройства Российской Федерации

Согласно Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , наша страна провозглашена федеративным государством. Также в Конституции РФ закреплены принципы федеративного устройства Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее (рис. 1). Суть этих принципов состоит в:

  • Государственной целостности;
  • Равноправии самоопределении народов Российской Федерации;
  • Равноправии субъектов Федерации;
  • Разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Компетенция Российской Федерации и её субъектов подробнее и ее субъектами
  • Единстве системы государственной власти.

Рассмотрим их подробнее.

Государственная целостность. Суть этого принципа заключается в единстве территорий Российской Федерации, распространении суверенитета государства на всю территорию, а также единое правовое и экономическое пространство.

Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации заключается в закреплении таких понятий, как: «народ», «равноправие народов», «самоопределение народов». Народом является совокупность людей, которые проживают на определенной территории и являются гражданами данного государства. Равноправие народов означает равное положение всех народов и право их на участие в федеративных отношениях. Самоопределение народа означает право народа на самоуправление и самостоятельное решение государственно-правовых вопросов.

Принцип равноправия субъектов РФ означает то, что все субъекты России имеют равные права по отношению друг к другу и равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Принцип разграничения предметов ведения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами означает, что в Конституции РФ установлены предметы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Конституция РФ закрепляет предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, руководствуясь принципом разграничения отдельных вопросов:

  • Ведения Российской Федерации;
  • Совместного ведения Федерации и ее субъектов;
  • Ведения субъектов РФ.

Российская Федерация решает наиболее значимые вопросы государственной жизни, социально-экономической, внешнеполитической, законодательной и других сфер деятельности. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов состоит в:

  • Защите прав и свобод человека и гражданина;
  • Обеспечении законности и правопорядка в стране;
  • Общественной безопасности;
  • Режиме пограничных зон;
  • Владении, пользовании и распоряжении земельными ресурсами;
  • Разграничении государственной собственности;
  • Охране окружающей природной среды;
  • Защите семьи, материнства, отцовства и детства;
  • Социальной защите граждан;
  • Координации международных и внешнехозяйственных связей субъектов Федерации;
  • Выполнении международных договоров Российской Федерации.

Законы и нормативные акты, издаваемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, не должны противоречить федеральному законодательству. У субъектов РФ есть право решать вопросы исключительного ведения. Им разрешается осуществлять собственное правовое регулирование, принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые не должны идти в разрез с федеральными законами, которые были приняты по предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае возникших противоречий между федеральным законом и иным актом, изданным на территории Российской Федерации, приоритет имеет федеральный закон. Однако часто федеральный закон определяет общие положения, которые детализируются органами власти субъектов Федерации. Так, например, закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет ЕГЭ как форму итоговой аттестации, но в некоторых случаях позволяет органам исполнительной власти субъектов выбирать другие формы экзаменов.

Принцип единства системы государственной власти говорит о единстве источника власти с целью ее деятельности, однотипной организации власти на федеральном и региональном уровнях, а также во взаимодействии различных органов власти.

Принципы федеративного устройства Российской Федерации

Схематичный план, позволяющий систематизировать принципы федеративного устройства, представлен на рисунке.

Принципы федеративного устройства Российской Федерации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Принципы федеративного устройства Российской Федерации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Состав Российской Федерации закреплен в Конституции РФ и включает в себя 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, автономную область и 10 автономных округов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис