Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Роль Конституционного суда в развитии федеративных отношений в Российской Федерации

Определение 1

Развитие федеративных отношений в Российской Федерации – это урегулированный нормами конституционного, федерального и регионального законодательства сложный процесс упорядочения отношений по распределению полномочий между федеральным и региональным уровнями публичного управления в Российской Федерации.

Процесс развития федеративных отношений в Российской Федерации

Процесс упорядочения отношений по распределению полномочий между уровнями публичного управления в Российской Федерации – это длительный и сложный многоаспектный процесс, в котором участвуют разнообразные субъекты.

Отечественная Конституция заложила основы формирования федеративной модели Российского государства. Так, положениями ст. 1 Конституции Россия провозглашена демократическим правовым государством с федеративной моделью организации публичного управления. При этом очевидно, что Конституция 1993 г. на заре становления нового Российского государства не фиксировала его действительной статус, а определяла перспективы развития страны на долгосрочной основе.

Статья: Роль Конституционного суда в развитии федеративных отношений в Российской Федерации
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Поэтому процессы формирования в стране демократического политического устройства и федеративной организации публичного управления и правового государства нельзя назвать завершенными. На установление и развитие федеративной организации публичного управления в стране влияние оказывают многие институты, в том числе и Конституционный суд Российской Федерации, который играет одну из важнейших ролей в надлежащем правовом обеспечении модели отечественного федеративного устройства публичной власти.

В начале 1990-х гг. в процессе становления российской государственности Конституционным судом осуществлялось регулирование конфликтных взаимоотношений между центром и регионами, формировались под его влиянием эффективные механизмы распределения полномочий между федеральными и региональными органами публичного управления, в том числе развивалось нормативно-правовое обеспечение федерализма в стране.

Итак, роль Конституционного суда в развитии федеративных отношений в Российской Федерации крайне высока и находят отражение в:

«Роль Конституционного суда в развитии федеративных отношений в Российской Федерации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • толковании принципов организации и функционирования федеративного устройства публичного управления в России;
  • развитии согласительных процедур для разрешения конфликтов между центром и региональными властями;
  • совершенствовании правового регулирования федеративного устройства России и др.

Толкование Конституционным судом основных принципов федеративных отношений в Российской Федерации

С момента принятия действующей Конституции конституционным судом в рамках разрешения конкретных спорных ситуаций было принято множеством решений, которые направлены на разъяснение основных принципов федеративной организации публичного управления в стране.

Так, Конституционным судом неоднократно подчеркивалось, что идеи федерализма должны реализовываться как центральными органами публичного управления, так и в регионах. Иначе говоря, на уровне федерального законодательства недопустимо разрешение вопросов конституционно-правового статуса субъектов без учета закрепленных Конституцией принципов федерализма. Особо подчеркивалась недопустимость необоснованного сокращения правовых возможностей регионов.

Кроме того, Конституционным судом также были даны разъяснения относительно принципа самостоятельности регионов. Так, Конституционный суд в одном из частных споров прямо разъяснил, что компетенция региональных органов власти устанавливается исключительно исходя из конституционно закрепленного положения, в соответствии с которым компетенция региональных органов власти, не затрагивающая вопросы федерального ведения, самостоятельно определяется регионами.

Важнейшим направлением деятельности Конституционного суда по развитию федеративных отношений в Российской Федерации является также урегулирование споров между законодательными и исполнительными органами регионального публичного управления. Указанное имело место в начале 1990-х гг., когда в отдельных регионах происходили попытки восстановления прежней советской системы управления и законодательным органом присваивался необоснованный объем полномочий, который нарушал систему разделения властей и не предусматривал сдержек и противовесов, что приводило к спорам между законодательными и исполнительными органами региональной власти.

По указанным спорам Конституционным судом был установлен принцип, согласно которому институциональная самостоятельность субъектов страны и формирование ими собственных моделей организации публичного управления должны осуществляться в рамках, которые не допускают нарушения принципов разделения властей и единства организации публичного управления на территории страны.

Роль Конституционного суда в совершенствовании правового обеспечения и развитии федеративных отношений в Российской Федерации

Кроме разъяснений основных начал федеративного устройства публичного управления в стране, Конституционный суд активно развивал и совершенствовал посредством решений практических проблем правовое обеспечение федеративных отношений.

Так, например, Конституционным судом был разрешен вопрос относительно того, какие субъекты публичного управления уполномочены включать в Конституцию страны новое наименование региона. На основе анализа действующего законодательства Конституционный суд установил, что названные действия правомочен осуществлять специальным указом Президент на основе того решения, которое вынесено в регионе.

Кроме того, Конституционным судом было разъяснено, что изменение количества субъектов возможно только посредством принятия специального федерального конституционного закона.

Также Конституционным судом в начале 1990-х гг. неоднократно разрешался вопрос о возможности подмены регионального законодателя федеральным и наоборот при разрешении вопросов, входящих в состав совместного ведения. Здесь Конституционный суд пришел к выводу, что при отсутствии федеральных законов по вопросам совместного ведения региональные власти могут принимать собственные законы, однако в последующем с принятием федерального закона по указанному направлению такие законы должны быть приведены в соответствие с ним.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 30.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot