Государственные социальные программы в регионах – это специальные инструменты реализации внутренней политики государства на уровне региональных территорий в экономической, образовательной, культурной, медицинской и иных социальных сферах, предполагающие разработку и реализацию комплекса мероприятий, увязанных с конкретными сроками их реализации, ответственными за их исполнение субъектами и с конкретным перечнем и объемом ресурсов.
Содержание и значение государственных социальных программ
Публичное управление в России сегодня перестраивается по принципу повышения эффективности. Это предполагает, что решение социальных задач за счет бюджетных ресурсов должно осуществляться наиболее эффективно и приводить к максимально полезным социальным результатам.
При этом в связи с дифференциацией социально-экономического состояния региональных территорий в составе России большое значение приобретает эффективность расходования бюджетных ресурсов для обеспечения социальных обязательств на уровне регионов.
Сегодня наиболее востребованным инструментом оптимизации государственного управления является финансирование социальных обязательств государством посредством разработки и реализации специальных программ.
Государственные программы, используемые, в том числе для развития региональных территорий, предполагает увязку стратегических целей социально-экономического развития и бюджетного планирования, то есть достижение социально полезных целей увязывается с реализацией системы мероприятий, обеспеченных установленным объемом ресурсов, за расходование которых в установленные сроки отвечают уполномоченных субъекты.
Проблемные реализации государственных социальных программ на уровне регионов
К числу проблемных аспектов разработки и реализации социальных программ в стране можно отнести следующие общегосударственные проблемы:
- недостаточная сбалансированность реальных целей и задач стратегического социально-экономического развития территорий и бюджетного планирования;
- недостаток эффективных бюджетных налоговых инструментов для реализации целей и задач внутренней политики на региональном уровне;
- недостаточная мотивация государственных и муниципальных служащих и должностных лиц государственного и муниципального управления к повышению эффективности собственной деятельности, к повышению эффективности расходования бюджетных ресурсов и достижению реальных параметров социального благополучия.
В качестве особых проблем реализации социальных программ на региональном уровне можно выделить следующие:
- не оптимизирован процесс распределения полномочий между отдельными уровнями публичного управления, в результате чего стратегическое бюджетное планирование не всегда реализуется последовательно на всех уровнях;
- недостаточность бюджетных ресурсов федерального и регионального уровней для решения задач социального благополучия региональной территории;
- недостаточно эффективное взаимодействие федеральных, региональных и местных органов публичного управления при обеспечении социального развития региональных территорий, что приводит к тому, что региональные территории развиваются не в рамках единой государственной концепции;
- отсутствие параметров оценки реальных социально полезных эффектов осуществления отдельных мероприятий и программы в целом, в том числе отсутствие эффективных инструментов общественного контроля, что во многом связано с недостаточной доступностью и открытостью информации относительно реализуемых программ и их результатов;
- недостаток в системах государственного и муниципального управления регионами специалистов высокого уровня и др.
Приоритетные направления повышения эффективности реализации государственных социальных программ на уровне регионов
Прежде всего, необходимо отметить, что требуется совершенствование правового и методологического обеспечения программного управления, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Ключевое же значение для эффективного обеспечения социального развития региональных территорий имеют два основных направления оптимизации управленческих процессов:
- обеспечение финансовыми ресурсами социальных обязательств Федерации и регионов перед региональным населением, в том числе за счет реализации инструментов государственно-частного партнерства;
- установление эффективного общественного контроля над расходованием бюджетных ресурсов для социального развития региональной территории, в том числе посредством широкого освещения и обсуждения с представителями бизнеса, некоммерческими организациями, населением в целом стратегических направлений и мероприятий развития региональной территории.
Так, в практике зарубежных стран для финансирования государственных целевых программ нередко привлекаются частные источники, поскольку программное развитие выступает эффективным инструментом размещения капитала, то есть является инвестиционно привлекательным проектом.
Для этого, прежде всего, на региональных территориях должна быть выстроена соответствующая инфраструктура – созданы налоговые, административные, логистические и иные условия для размещения инвестиций и совместного решения государством и частными субъектами задач социально-экономического развития территории.
При этом эффективное социально-экономическое развитие можно обеспечить там, где не только наличествует необходимый для развития объем бюджетных и привлеченных частных финансовых ресурсов, но там, где над расходованием бюджетных средств осуществляется эффективный общественный контроль. Такой контроль будет возможен, когда параметры оценки реализации мероприятий и программы в целом будут понятно и доступно отражать позитивные социальные изменения в соответствующих сферах публичного управления.
Сегодня отечественная российская практика уже имеет примеры эффективной реализации региональных программ, позволяющих обеспечить решение социальных функций и задач в отдельных сферах, задача государства – распространить эту практику на все уровни публичного управления, на все региональные территории.