Управление развитием физической культуры и спорта в РФ - это одно из направлений социальной политики государства, реализуемое органами государственного управления с целью организации и развития сферы физической культуры и спорта, продвижения здорового образа жизни среди населения.
Сущность управления развитием физической культуры и спорта в Российской Федерации
Управление развитием физической культуры и спорта имеет 3 уровня: федеральный, региональный, муниципальный.
Федеральный уровень управления данной сферой призван определять государственную политику в этом направлении, ее стратегические цели и задачи. Региональный уровень управления физической культурой и спортом подразумевает детализацию, выявление специфических проблем развития данной сферы в рамках конкретного региона, определяет направления развития физической культуры и спорта на региональном уровне. Муниципальный уровень управления состоит в определении основных целей и задач развития спорта и физической культуры с учетом возможностей и условий конкретного муниципального образования.
Каждый уровень управления развитием спорта и физической культуры подразумевает выполнение определенных функций.
Федеральный уровень управления развитием спорта и физической культуры выполняет следующие функции:
- во-первых, выработка стратегии развития спорта и физической культуры в стране;
- во-вторых, формирование федеральных программ по развитию спорта и физической культуры, обеспечение условий их реализации;
- в-третьих, осуществление контрольно-надзорной деятельности в сфере физической культуры и спорта.
Региональный уровень управления развитием спорта и физической культуры выполняет следующие функции:
- определение направлений и задач развития спорта и физической культуры на уровне региона;
- разработка государственных программ регионального уровня по развитию спорта и физической культуры, обеспечение их реализации;
- разработка региональных проектов и программ в сфере спорта и физической культуры, включая программы массового приобщения населения спортивным занятиям, обеспечение их реализации;
- формирование календарных планов, определяющих сроки проведения мероприятий в сфере спорта и физической культуры, обеспечение их реализации;
- формирование бюджета региона с учетом приоритетов развития спорта и физической культуры.
Муниципальный уровень управления развитием спорта и физической культуры выполняет следующие функции:
- во-первых, определение направлений и задач развития спорта и физической культуры с учетом особенностей муниципального образования;
- во-вторых, формирование программ развитие спорта и физической культуры на муниципальном уровне;
- в-третьих, формирование календарных планов проведения мероприятий физкультурного и спортивного характера на территории муниципального образования.
Характеристика проблем управления развитием физической культуры и спорта
Как любая социальная сфера, сфера спорта и физической культуры в своем развитии сталкивается с рядом проблем, на решение которых направлено управление данной сферой.
К числу проблем развития сферы спорта и физической культуры можно отнести:
- во-первых, недостаточность финансирования. Многие социальные сферы, в том числе и физическая культура и спорт финансируется по остаточному принципу, обусловленному дефицитностью бюджетной системы. Как результат, средства на развитие спорта и физической культуры выделяются не по нуждам данной отрасли, а по возможностям бюджетной системы. В результате данная сфера не может развиваться полноценно в соответствии с потребностями населения;
- во-вторых, отсутствие четкого разграничения полномочий между уровнями управления развитием спорта и физической культуры. Данная проблема обуславливает размытость ответственности каждого уровня управления за развитие данной сферы, что отрицательно влияет на это развитие;
- в-третьих, недостаточность контроля за развитием сферы физической культуры и спорта, в том числе ее финансирования. Низкий уровень контроля порождает возможность злоупотреблений в данной сфере, в том числе при осуществлении государственных и муниципальных закупок для нужд физической культуры и спорта;
- в-четвертых, отсутствие или недостаточность общественного контроля за развитием физической культуры и спорта. Высокий уровень сосредоточенности управления сферой спорта и физической культуры в руках государством и отказ от массового привлечения общественных организаций в данной сфере снижает эффективность управления ею за счет недостаточной заинтересованности чиновников в ее развитии;
- в-пятых, равнодушие чиновников к проблемам развития спорта и физической культуры на местном уровне;
- в-шестых, низкий уровень заинтересованности населения в развитие спорта и физической культуры, обусловленный напряженностью жизни, нехваткой времени на участие в спортивных мероприятиях, низким уровнем дохода и так далее.
Пути повышения эффективности управления сферой физической культуры и спорта
К путям повышения эффективности управления сферой физической культуры и спорта относятся:
- четкое разграничение полномочий по управлению данной сферой между различными уровнями власти и органами государственного, муниципального управления;
- увеличение финансирования данной сферы;
- контроль за расходованием средств, выделенных на развитие физической культуры и спорта, призванный обеспечить эффективное использование этих средств и предотвратить злоупотребление ими;
- привлечение общественных организаций к управлению в сфере спорта и физической культуры, позволяющих использовать энтузиазм населения и его увлеченность тем или иным видом спорта для его развития;
- стимулирование чиновников на развитие сферы спорта и физической культуры;
- стимулирование населения на участие в развитии физической культуры и спорта, спортивных мероприятиях, приобщение населения к здоровому образу жизни.