Проблема бессубъектности как оргпроблема – это проблема низкой эффективности организационной структуры, обусловленная бессубъектностью индивидов, составляющих ее основу и не способных проявлять инициативу, компетентность, свободу выбора.
Сущность бессубъектных оргсистем
Специалисты отмечают повсеместность функционирования бессубъектных систем. Модернизация общества предполагает осуществление работы по преодолению состояния бессубъектности, субьективизации индивида.
Изначально специалисты считали, что причина формирования состояния бессубъектности находится в недостатках организации системы, в настоящее время причина видится в конкретных людях. Люди демонстрируют нежелание использовать апробированные и эффективные системы управления обществом, народным хозяйством, политическими и экономическими процессами, или же применение этих систем осуществляется в извращенной форме, неспособной обеспечивать достижение результата. Человек является критической точкой общественного обновления, в случае своего становления как субъекта политических и организационно-экономических отношений.
Состояние бессубъектности возникает тогда, когда отдельный человек не способен оказывать влияние, принимать решения, обеспечивать их реализацию. Таким образом, этот человек не имеет статуса субъекта в рамках определенной деятельности, которую он осуществляет.
Результатом состояния бессубъектности является низкий уровень инициативности, безразличие служащих и персонала, неготовность к свершениям. При этом надо отметить, что многие субъекты, как частного, так и государственного сектора часто делают ставку в первую очередь на исполнительность персонала. В результате, предпринимательские должности замещаются людьми, отличающимися психологией служащего, а должности служащего могут быть замещены явными предпринимателями. В результате возникает значимое противопоставление: служащие отличается лояльностью и дисциплинированностью, но низкой эффективностью; предприниматель же может быть достаточно успешным, но в конечном итоге он может отказаться от должности и направить свои силы на реализацию собственного дела. Одной из сложнейших задач управленческого процесса на сегодняшний день является установление уровня субъективации, меры субъективности каждого работника.
Особенности взаимодействия системы и субъекта
Взаимодействие организационной системы и субъекта можно изложить в виде следующих тезисов.
Во-первых, любой состав элементов обеспечивает возможность формирования необходимого типа системы, конкретной ее формы. Социальные системы отличаются противоречиями инновационных, авангардных форм социальной организации в политике и экономике и социокультурными особенностями индивида. Вторые меняются медленнее первых, что обеспечивает возникновение дисфункциональности. С точки зрения социокультурных характеристик индивиды отличаются консерватизмом, традиционностью. При этом новые экономические условия, специфика рыночного хозяйства, политических взглядов и объединений выставляют новые требования к культуре труда, общественному поведению, навыкам социального взаимодействия. Эффективностью обладают не те организационные структуры, которые получили признание в других обществах, а те, которые возникли в рамках собственного общества.
Во-вторых, элементный состав организационной системы признается приматом по отношению к ее форме и типу в случае коренных преобразований. Формирование системы осуществляется за счет ее элементов при наличии соответствующих условий, но никак не оборот. При этом качества системы способны оказывать влияние на поведение ее составных элементов. Формирование системы нуждается в обеспечении соответствия ее элементному составу. То есть система в определенном смысле должна подстраиваться под ее составные части.
В-третьих, в рамках организационных систем в качестве носителя системотворчества выступают индивиды, наделенные свойствами субъектов. В качестве главного из этих свойств можно обозначить наличие деятельного самосознания, которое выражается в понимании своей личной инициативы как общественно значимой и возможной основы собственного существования.
С социальной точки зрения субъект выступает в качестве автора выбора, при этом в организационном смысле субъектность выражается в единстве целеполагания и целеосуществления. Субъектом является лицо, которое обладает способностью выбирать тип деятельности, роль для себя по отношению к другим субъектам, собственные цели и средства, обеспечивающие достижение этих целей. Отличительной особенностью субъекта в организационной структуре является наличие суверенности, то есть возможности и потребности самостоятельно определять собственную судьбу, образ жизни, уровень независимости и компетентности. Главными признаками субъекта можно назвать функциональность и современность.
Антагонистом субъекта является зависимый исполнитель, которого наделяют компетенцией другие лица, а ее реализация воплощается в режиме заданных целей, задач и объемов.
Субъектность является приобретаемым и развиваемым свойством, но она не характеризуется всеобщностью, так как на нее влияют и общественные условия, и личные особенности. В абсолютно одинаковых условиях существует множество вариантов развития личных качеств.
В качестве еще одного варианта формирования субъективного сознания можно обозначить отказ от ограничений, создание условий для обеспечения трудовой самоактуализации, стимулирование деятельного состояния социально значимого и активного элемента общества.
Социально активные субъект выступает в качестве стихийного производителя и носителя субъектного самосознания, он обеспечивает расширенное самовоспроизводство. Управленческая наука рассматривает социальная активность субъектов в качестве основы для радикальных преобразований.