Принятие решений в кадровом менеджменте – это процесс разработки и реализации управленческих решений, направленных на организацию кадровой работы и реализацию кадровой политики.
Специфика принятия решений в кадровом менеджменте
Кадровые решения оказывают влияние на затраты, в результате чего их эффективность выступает важнейшим фактором обоснованности расходования денежных средств. Низкая эффективность кадровых решений может оказать негативное влияние на результативность всей управленческой деятельности. Как следствие, вложения в развитие человеческого потенциала осуществляются крайне сдержанно, не обеспечивая рост эффективности использования кадров. Притом, если имеющие средства используются нерационально, кадровые решения носят необоснованный характер, из-за чего экономические и социальные потери, упущенная выгода неизбежны.
Отсутствие соответствия объективно обусловленного роста числа оптимальных кадровых решений и состояния этой работы обусловливает необходимость выявления эффективных способов разрешения кадровых проблем и противоречий.
При этом специалисты отмечают, что на практике еще не сформировано устойчивого целостного подхода к процессу разработки и реализации оптимальных решений в кадровом менеджменте. Отсутствует проработанная система методов оценки и критериев оценки принимаемых решений в кадровом менеджменте. Принятие кадровых решений не сопровождается оценкой экономических и социальных потерь, отсутствует целенаправленное кадровая политика, не выполняется оценка возможной экономии средств на осуществление этой политики.
Основу любой управленческой деятельности составляет именно принятие управленческих решений, однако в сфере кадрового менеджмента этому вопросу не уделяется достаточно внимания. Решения стратегического и тактического характера влияют на развитие хозяйствующего субъекта, органов власти, определяют его перспективы. Это утверждение справедливо по отношению к кадровому менеджменту. Необходимость осознания ситуации, анализа возможных способов и действий в конкретных условиях выбора одного из этих способов важны в подборе персонала, организации кадровой работы, мотивировании исполнителей, их обучении, развитии и так далее. Любой из этих процессов является процессом принятия управленческого решения, носящим кадровый характер.
Принятие решений в кадровом менеджменте касается таких вопросов как подбор персонала, его оценка, мотивация и стимулирование, развитие и обучение.
Классификация решений в кадровом менеджменте
Всю совокупность решений в кадровом менеджменте можно классифицировать в соответствии со следующими признаками:
- стратегической направленностью;
- функциональной направленностью;
- производственной направленностью;
- характером полномочий и ответственностью за разработку и реализацию кадровых решений;
- характером договорных отношений с работниками.
Первая группа решений включает в себя стратегические кадровые решения, решения, составляющие основу кадровой политики, оперативные решения.
Вторая группа решений в кадровом менеджменте включает в себя решения, направленные на формирование состава кадров, решения, связанные с использованием кадров, решения по развитию и обучению персонала, решения, направленные на регулирование занятости.
Третья группа решений в кадровом менеджменте включает решения по разным видам продукции и услуг.
Четвертая группа решений в кадровом менеджменте включает решения, которые принимает кадровая служба, решения линейных менеджеров, решения работников.
Пятая группа решений в кадровом менеджменте включает решения относительно постоянных работников, временных работников, занятых в рамках трудовых договоров, временных работников, занятых в рамках гражданско-правовых контрактов.
Многообразие решений в кадрового менеджмента требует учета широкого спектра различных условий и факторов, в число которых включаются экономические, правовые, социальные, национальные. Влияние этих факторов необходимо учитывать в разрезе их взаимосвязи.
Характеристика процесса принятия решений в кадровом менеджменте
Управление кадрами представляет собой совокупность стратегически обоснованных и взаимосвязанных решений, направленных на регулирование трудовых отношений занятости на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, органов власти. Под влиянием качества управленческих решений в кадровом менеджменте находится способности каждого сотрудника и хозяйствующего субъекта, органа власти в целом в контексте достижения поставленных целей.
Принятие кадровых решений требует проведения анализа значительного количества факторов, к числу которых относятся правовые, национальные, социальные, экономические. Всю совокупность этих факторов делят на внешние, находящиеся на стороне организации, на стороне работников.
Процесс принятия решений в кадровом менеджменте охватывает все уровни управления. Специалисты ответственны за разработку кадровой стратегии, кадровой политики, стандартов реализации этой политики. Линейные менеджеры несут ответственность за реализацию кадровой политики в отдельных структурных подразделениях.
Всю совокупность субъектов, ответственных за процесс принятия решений в кадровом менеджменте, можно разделить на следующие виды:
- во-первых, эксперт, основная задача которого состоит в оказании услуг внутреннему клиенту;
- во-вторых, адвокат, призванный обеспечивать защиту интересов сотрудников;
- в-третьих, партнер по бизнесу, призванный оказывать сотрудничество в достижении целей;
- в-четвертых, проводник изменений, содействующий инновациям, устраняющий препятствия изменения.
Особого внимания требует оценка социально-экономических последствий, принимаемых в кадровом менеджменте решений. В этом случае от каждого субъекта управления требуется выработка критериев, позволяющих оценить такую эффективность и последствия решений. Это является крайней сложной задачей, обусловленной отсутствием методических рекомендаций по ее решению.