Порядок учета и уплаты налогов в бюджет – это регламентированная налоговым законодательством процедура исчисления и уплаты налога в соответствующий бюджет бюджетной системы страны, обязанность по соблюдению которой возложена на плательщиков соответствующих налогов и сборов с учетом требований к исчислению и уплате конкретного вида налога.
Значение порядка учета и уплаты налогов в бюджет
Должностные лица и органы государственного и муниципального управления для реализации властных полномочий должны обладать необходимыми ресурсами финансового, организационного, трудового и иного характера. Более того, финансовые, организационные и иные ресурсы необходимы для прямого обеспечения прав и свобод населения со стороны системы государственного и муниципального управления.
Функционирование системы государственного и муниципального управления и непосредственное осуществление функций и задач публичного управления реализуются за счет доходных источников бюджетной системы страны. Основную часть доходов бюджетной системы страны составляют налоговые выплаты.
В свою очередь, налоговые выплаты представляют собой плату, которая взимается с физических или юридических лиц как часть принадлежащих им на праве собственности денежных ресурсов в безвозмездном порядке для финансового обеспечения функционирования федеральной, региональной и местной систем управления.
Регламентация процедуры учета и уплаты налога в бюджет выступает гарантией:
- для юридических и физических лиц – недопущения злоупотребления со стороны налоговых и иных органов по излишнему взиманию и удержанию денежных ресурсов;
- для органов государственной и муниципальной власти – добровольного исполнения надлежащим образом юридическими и физическими лицами своих обязанностей по финансовому обеспечению функций и задач публичного управления за счет исчисления и уплаты налогов.
Характеристика порядка учета налога
Учет налога представляет собой систему специальных мероприятий налогоплательщика, налогового агента, налоговых органов, которые опосредуют обобщение информации для установления налоговой базы на основе первичных документов в соответствии с требованиями налогового законодательства.
На организации возложена обязанность ведения налогового учета, что предполагает обобщение информации для установления налоговой базы на основе первичных документов и их группировки в соответствии с требованиями налогового законодательства.
В соответствии с требованиями налогового законодательства налогоплательщики самостоятельно устанавливают сумму, подлежащую уплате в бюджет в качестве налога за соответствующий налоговый период исходя из налоговых базы, ставки, льгот, если последние предусмотрены налоговым законодательством.
Из приведенного общего правила наличествуют исключения:
- в установленных законом случаях исчисление суммы налога реализуется налоговыми органами;
- в установленных законом случаях исчисление суммы налога реализуется налоговыми агентами.
Когда обязанность по определению суммы, выплачиваемой в качестве налога в бюджет, возлагается на налоговый орган, то не позже чем за 30 дней до момента, когда соответствующий платеж должен быть внесен в бюджет, налоговый орган уведомляет налогоплательщика относительно необходимости уплаты налога в соответствующем размере, в том числе с указанием на:
- объект обложения налогом;
- базу налога;
- срок, предоставленный для уплаты налога;
- иную информацию, которая необходима для внесения денежных средств в бюджет в качестве уплаты налога.
Порядок уплаты налога в бюджет
Процедура уплаты налога в бюджет может осуществляться:
- в форме единовременной уплаты всей суммы налога в бюджет;
- в иной форме, регламентированной налоговым законодательством.
Обязательное требование к уплате налога – это соблюдение срока уплаты, который регламентирован налоговым законодательством: на налогоплательщика или налогового агента возложена обязанность осуществлять платежи в бюджет в соответствии со сроками, установленным налоговым законодательством.
Кроме того, налоговое законодательство может содержать требования в отношении уплаты аванса по соответствующему налоговому обязательству. При этом в отношении авансовых платежей, как и в отношении иных налоговых платежей, устанавливается обязанность направить денежные средства в бюджет в установленный срок. Нарушение требований к срокам уплаты налоговых платежей влечет применение штрафных санкций, в том числе начисление пеней за каждый день просрочки.
Уплата налога в бюджет может производиться как в наличной форме, так и в форме безналичных переводов.
Конкретная процедура уплаты налогов в бюджет регламентируется соответствующей статью налогового законодательства в отношении каждого вида налог:
- процедура уплаты в бюджет федеральных налогов определяется Налоговым кодексом России;
- процедура уплаты в бюджет налогов регионального и местного уровня определяется, соответственно, региональными законами и актами местного нормотворчества в соответствии с положениями Налогового кодекса России.
Необходимо отметить, что в тех случаях, когда на соответствующей территории отсутствуют банки, уплата налогов может реализовываться через кассу администрации муниципалитета или почтовую организацию, а также через многофункциональный центр, на который возложена обязанность по приему соответствующих платежей.
Если уплата налога в бюджет осуществляется через указанные организации, такие организации обязаны:
- принимать от плательщика денежные средства для уплаты в бюджет;
- осуществлять учет денежных средств, поступивших в счет уплаты налогов и направленных в бюджетную систему;
- при приеме от налогоплательщика денежных средств выдавать квитанцию или иной документ, который подтверждает прием денежных средств в качестве уплаты налогов бюджет.
Итак, положениями федерального, регионального законодательства и местного нормотворчества предусматриваются процедуры учета и уплаты налогоплательщиками налога в бюджет. На налогоплательщиков возложена обязанность следовать установленной процедуре исчисления и уплаты налогов; нарушение требований к таким процедурам влечет для налогоплательщика негативные правовые последствия в форме налоговой, административной, даже уголовной ответственности.