Бюджет муниципального образования
Население, разрешая вопросы местного значения непосредственно или через систему муниципальных органов, реализует конституционно гарантированное право на местное самоуправление. При этом выполнение функции и решение задач местного управления, в частности, посредством деятельности местных представительных, исполнительных и судебных органов власти требует финансового обеспечения их деятельности, определенной имущественной и экономической базы.
Финансово-материальную базу местного самоуправления составляют местные бюджеты. Так, в частности, в число вопросов местного значения Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» включены функции по разработке рассмотрению и утверждению местного бюджета, контроль его исполнения.
Кроме того, система местных органов власти и управления реализует полномочия по распоряжению муниципальным имуществом, в том числе его использования для извлечения прибыли, а также полномочия по установлению местных налогов.
При этом формирование и использование бюджетных средств должно реализовываться муниципальными образованиями на основе принципов гласности, самостоятельности, а также при государственной финансовой поддержке.
Правовая основа бюджетной деятельности муниципального образования
Муниципальные бюджетные правоотношения регулируются федеральным и местным нормотворчеством. Так, к числу источников правового регулирования финансово-экономической деятельности муниципального образования относятся:
- Конституция России, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иные законы;
- региональные конституции, уставы и законы;
- уставы муниципальных образований и местные нормативно-правовые акты.
Федеральное бюджетное законодательство характеризует бюджет муниципального образования как форму аккумуляции и расходования денежных потоков для реализации функций и задач социально-экономического развития муниципалитета, которые и составляют предмет ведения муниципального образования.
Иначе говоря, местный бюджет это специфический централизованный финансовый фонд конкретного муниципального образования, а также деятельность по планированию, подготовке, разработке, утверждению бюджета, его формированию, исполнению и контролю исполнения.
Также необходимо отметить, что местный бюджет не автономное финансовое образование, отечественная бюджетная система строится на взаимосвязи и экономическом соотношении различных ее ступеней. Местному бюджету отводится существенная роль в решении вопросов социально-экономического развития и обеспечения прав личности на конкретной территории, что, в свою очередь, влияет на социально-экономическое развитие страны в целом.
Роль формирования местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципалитета заключается в возможности централизации финансовых потоков и направлении их на важнейшие сферы жизни местного сообщества. Кроме того, формирование и исполнение бюджета на местном уровне позволяет создать наиболее эффективную оперативную систему контроля его исполнения.
Бюджетные полномочия органов местного самоуправления
Бюджетный процесс реализуется системой органов местной власти и управления. Так, представительные органы решают следующие задачи бюджетного процесса:
- устанавливают порядок составления бюджета, его рассмотрения, утверждения и исполнения, а также процедуру контроля исполнения, в том числе подготовки отчетности об исполнении;
- регламентируют процедуру и сроки направления в местный бюджет доходов от использования муниципального имущества, местных налогов, другие доходах;
- определяют процедуру и условия предоставления материальной финансовой поддержки, а также предоставление ссуд местным бюджетам;
- предоставляет финансовую поддержку муниципальным образованиям, бюджетные ссуды;
- определяют процедуру исполнения реализация муниципальных заимствований;
- управляют муниципальным долгом.
Органами исполнительной власти местного самоуправления реализуются функции:
- по подготовке и разработке местного бюджета, направлению проекта бюджета с сопутствующими материалами и расчетами в представительный орган;
- по определению срока и порядка направления и распределения доходов и расходов местного бюджета;
- по определению источников финансирования дефицита местного бюджета;
- по исполнению бюджета;
- по реализации внутриведомственного контроля исполнения бюджета;
- по подготовке и представлению на рассмотрение представительного органа отчета относительно исполнения местного бюджета.
Исполнительные органы местного бюджета специальной компетенции – реализующие финансовые полномочия – непосредственно разрабатывают проект бюджета, организуют его исполнение, утверждают бюджетную роспись, реализуют управление местным долгом и др.
Налоговые органы на местном уровне реализуют задачи по формированию доходной части бюджета в виде налогов.
Структура бюджета муниципального образования
Структурно, как и всякий бюджет, местный бюджет состоит из:
- доходной части местного бюджета, которая формируется посредством привлечения собственных доходов муниципалитета, части налоговых доходов федерального и регионального уровней, а также финансирования, предоставляемого муниципальному образованию государством. Так, к основным источником доходов местного бюджета можно отнести налоги всех уровней, доходы от хозяйственной деятельности, в том числе от использования муниципального имущества, финансовую помощь, муниципальный кредит и др.;
- расходной части местного бюджета. Привлеченные доходы распределяются в расходной части бюджета по следующим направлениям: на решение вопросов местного значения и решение вопросов федерального и регионального значения в части переданных муниципалитету государственных полномочий.