Межбюджетные отношения – законодательно урегулированные формы и методы взаимодействия Российской Федерации, региональных территорий, муниципалитетов при осуществлении бюджетных полномочий для формирования доходов и осуществления расходов бюджетов соответствующего уровня.
Значение планирования межбюджетных отношений
В первую очередь, следует отметить, что для обеспечения эффективного социально-экономического развития России необходимо преодолеть финансовую зависимость от центра региональных и муниципальных территорий. Региональные и муниципальные территории для обеспечения собственных полномочий должны обладать относительной финансовой самостоятельностью. При этом в условиях глобализации, многоаспектного взаимодействия территорий между собой, в том числе в научно-технической, производственной, социальной сферах, трудно обеспечить реализацию независимой бюджетной политики.
Современное планирование межбюджетных отношений направлено на аккумулирование в едином консолидированном бюджете всех доходов государственной территории и распределение таких доходов для обеспечения наибольшей эффективности их использования на соответствующие уровни публичного управления. Таким образом, сегодня межбюджетные отношения представляют собой систему взаимодействия по перераспределению финансовых ресурсов государства посредством их направления из более развитых и финансово самостоятельных регионов в регионы, которые нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах. Необходимо отметить, что преодоление диспропорций в социально-экономическом развитии региональных территорий сегодня является одним из ключевых направлений внутренней политики государства.
Важной характеристикой межбюджетных отношений и бюджетов разных уровней бюджетной системы страны выступает автономия таких бюджетов. Иными словами, ключевым аспектом бюджета конкретной территории является обеспечение баланса между расходами и доходами такой территории для обеспечения благосостояния населения и решения задач публичного управления. В том случае, когда доходы и расходы сбалансированы, бюджет территории характеризуется финансовой самостоятельностью.
Проблемы планирования межбюджетных отношений
В качестве проблемных аспектов планирования межбюджетных отношений можно выделить следующие:
- необходимость более эффективной поддержки со стороны государства экономического развития регионов, обладающих финансовой самостоятельностью, позволяющей использовать их ресурсы для поддержки нуждающихся региональных территорий. Активная поддержка региональных территорий, характеризующихся высокой финансовой самостоятельностью, является более эффективным экономическим решением, поскольку направленные средства будут приносить социальной и экономически полезный эффект, в то время как средства, направленные в регионы с низкой финансовой самостоятельностью, фактически будут израсходованы, но не приумножены;
- неэффективность распределения обязательств между разными уровнями бюджетной системы страны. Нередко региональные и муниципальные территории лишены объективной возможности по обеспечению возложенных на них полномочий собственными финансовыми ресурсами;
- отсутствие заинтересованности федерального центра в передаче бюджетных полномочий для формирования собственного дохода на уровне региональных и местных бюджетов;
- отказ от законодательной привязки источников налогов к соответствующему уровню бюджета бюджетной системы страны;
- недостаточный уровень проработки бюджетных процессов на разных уровнях бюджетной системы страны;
- нерешенная проблема коррупции;
- отсутствие в региональных и местных территориях эффективных долгосрочных стратегий социально-экономического развития, фактическая ориентация таких территорий на решение текущих проблем;
- отсутствие методик оценки эффективности функционирования бюджетной системы, в частности эффективности разработки и реализации бюджетной политики региональных и муниципальных территорий.
Основные инструменты планирования межбюджетных отношений
Планирование и реализация межбюджетных отношений в стране осуществляется преимущественно посредством межбюджетных трансфертов, в том числе:
- субсидий, которые направляются в бюджеты разных уровней бюджетной системы страны для использования таких субсидий по целевому назначению на условиях долевого участия;
- субвенций, которые направляются в бюджеты разных уровней бюджетной системы страны на условиях безвозмездности и безвозвратности на определенный период для использования по определенному целевому назначению;
- дотаций, которые направляются в бюджеты разных уровней бюджетной системы страны на условиях безвозвратности и безвозмездности и предназначаются для покрытия текущих бюджетных расходов.
Практика межбюджетных отношений в стране демонстрирует, что в качестве наиболее востребованного инструмента межбюджетных взаимоотношений используются дотации, которые составляет около половины от общего объема трансфертов. Распространение указанного вида бюджетных трансфертов имеет объективные предпосылки: в условиях экономического кризиса, санкционного давления падает количество регионов, способных направлять финансовые ресурсы на другие территории, разрыв между региональными территориями усиливается, это актуализирует повышение объема дотаций. При этом сокращается объем субсидий, направляемых в региональные территории, поскольку прекращается финансирование за счет средств федерального бюджета программ развития.
Сегодня планирование межбюджетных отношений осуществляется в рамках федерального законодательства о федеральном бюджете на текущий и плановые следующие два года, о бюджетах внебюджетных фондов. Таким образом, планирование межбюджетных отношений представляет собой централизованное законодательное регулирование на федеральном уровне с последующим принятием региональных законов в соответствии с требованиями федерального законодательства.