Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы межбюджетных отношений на местном и региональном уровнях и пути их решения

Определение 1

Межбюджетные отношения на местном и региональном уровнях – это система урегулированных нормами бюджетного и иного законодательства взаимоотношений между региональными и муниципальными органами управления, опосредующих разграничение бюджетных полномочий, соблюдение требований законности субъектами бюджетного процесса, преодоление дефицита бюджета на региональном и местном уровнях и пр.

Значение и принципы межбюджетных отношений на местном и региональном уровнях

В самом общем виде характеристика основ организации межбюджетных отношений может включать следующие принципы:

  • межбюджетные отношения направлены на обеспечение баланса интересов всех уровней бюджетной системы и всех бюджетов одного уровня бюджетной системы;
  • относительная независимость и самостоятельность бюджета любого уровня бюджетной системы;
  • разграничение посредством специального нормативного регулирования правомочий в области формирования доходной части бюджета и расходных полномочий между соответствующими уровнями бюджетной системы;
  • перераспределение бюджетных ресурсов для выравнивания бюджетов региональных и муниципальных территорий на основе нормативного правового регулирования;
  • единство бюджетов бюджетной системы страны и пр.
Статья: Проблемы межбюджетных отношений на местном и региональном уровнях и пути их решения
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Актуализирует проблемы межбюджетных отношений на местном и региональном уровнях дефицит средств в бюджетной системе Российской Федерации. В обстановке, когда ресурсы, обеспечивающие бюджетные расходы, ограничены, оптимизация распределения бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы должна стать средством преодоления кризиса. При этом на сегодняшний момент отрицательные тенденции функционирования бюджетной системы сохраняются:

  • наличествуют диспропорции в бюджетном обеспечении на региональном и местном уровнях;
  • аккумуляция средств бюджета в центре на федеральном уровне является причиной финансовых, социально-экономических, экологических и иных проблем.

Это также обостряет необходимость качественных демократических преобразований межбюджетных отношений, в частности для преодоления диспропорций бюджетов на региональном и местном уровнях.

Характеристика проблем межбюджетных отношений на местном и региональном уровнях

Итак, при разработке и реализации бюджетов между бюджетами различных уровней бюджетной системы страны складываются межбюджетные отношения, опосредующие межбюджетные финансовые потоки.

«Проблемы межбюджетных отношений на местном и региональном уровнях и пути их решения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Межбюджетные отношения, складывающиеся на местном и региональном уровнях, должны формироваться исходя из следующих основных начал:

  • взаимная ответственность регионального и местного бюджетов;
  • использование для оценки потребностей конкретного бюджета единых методологических инструментов, которые при этом позволяют учитывать индивидуальную специфику конкретной территории;
  • сглаживание диспропорций в объемах доходных ресурсов местных бюджетов;
  • оптимизация встречных финансовых потоков между региональными и муниципальными бюджетами;
  • налаживание механизмов возмещения муниципальным бюджетам сокращения их доходной части или роста расходной части в процессе реализации управленческих решений регионального или федерального уровней и пр.

Система органов муниципального управления во многом зависима от управленческих решений, принимаемых органами публичного управления на федеральном и региональном уровнях, а бюджеты муниципальных территорий, в свою очередь, зависимы от перераспределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы, от дотаций и субвенций, направляемых из бюджетов федерального и регионального уровней.

На современном этапе в качестве доходов местных бюджетов утверждены налоговые поступления незначительные по объему в соответствии с теми задачами, которые сегодня возлагаются на органы муниципального управления. Иначе говоря, органы публичного управления местного уровня не имеют возможности эффективного планирования социально-экономического развития территорий, поскольку доходы бюджета напрямую зависят от направленных из регионов и центра и средств. Дефицит местного бюджета во многом обостряется и диспропорциями региональных бюджетов.

Межбюджетные отношения между центром и региональными бюджетами при этом не имеют достаточной конкретизации в специальном законодательстве, что выступает причиной их непрозрачности, закрытости, запутанности, неэффективности. Из федерального бюджета в региональные бюджеты финансовые потоки направляются не только в форме прямых транзакций для решения конкретных управленческих задач, но и в форме льготных налоговых предоставлений и в иных формах. Это, в свою очередь, становится причиной необоснованного распределения средств федерального бюджета, в частности, средства из федерального бюджета распределяются исходя из политических мотивов, а не реальной финансовой и социально-экономической обстановки региональных территорий.

У этого процесса есть и обратная сторона: бюджеты региональных территорий, прежде всего республик, нередко неэффективно исполняют свои обязательства по перечислению доходов в федеральный бюджет, что становится причиной недостаточного финансирования расходов федерального уровня.

Пути решения проблем межбюджетных отношений на местном и региональном уровнях

Для преодоления проблем межбюджетных отношений на местном и региональном уровнях, прежде всего, необходимо изменить критерии оценки финансового и социально-экономического положения муниципальных и региональных территорий, которые бы позволили объективно устанавливать диспропорции территорий.

Кроме того, необходимо законодательно конкретизировать цели и формы направления финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов нижестоящим. Это мера также позволит стимулировать органы публичного управления регионального и местного уровней к собственной активной деятельности по обеспечению расходов бюджета. Функционирующая на сегодняшний момент система межбюджетных отношений формируют «иждивенческое» отношение нижестоящих бюджетов к вышестоящим, которые надеяться на направление значительной финансовой поддержки из центра.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot