Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Реформы государственных финансов

Особенности реформирования системы государственных финансов

Определение 1

Система государственных финансов – это совокупность структур и функциональных органов обеспечения их финансовых операций для накопления денежных средств и их расходования.

На протяжении всего развития мировой экономики осуществлялись различные реформы финансов. Этому способствовали в основном происходящие изменения в ВВП страны. Особенно на реформирование финансовой системы оказывали кризисы, которые вызывали различные структурные диспропорции:

  1. разрыв объема обязательств государства от его доходов (гипертрофированный рост доли социальных расходов в бюджете, повышение задолженности бюджета перед населением и регионами);
  2. дисбаланс между реальной структурой доходов и налоговой системой (сокрытие доходов налогоплательщиков приводит к сокращению поступлений в бюджет страны);
  3. несогласованность процедур формирования и исполнения бюджета;
  4. отсутствие согласования долгосрочного государственного платежного баланса и текущего консолидированного бюджета.
Замечание 1

Внедрение качественного государственного управления в области финансов способствует стимулированию социально-экономического развития страны. Особенно на необходимость проведения реформ в государственном секторе влияют постоянно меняющиеся внутренние и внешние факторы окружающей среды.

Проводимые финансовые реформы в России были направлены на усовершенствование: бюджетного процесса; налогового планирования; межбюджетных отношений.

Преобразования в государственной бюджетной системе привлекает всех участников бюджетного процесса и позволяет оценивать эффективность по результатам деятельности. Последние в свою очередь являются предпосылками роста эффективности государственного сектора управления.

Этапы реформирования государственных финансов

Процесс реформирования государственных финансов осуществляется в три последовательных этапа:

  • реформа межбюджетных отношений;
  • реформирование бюджетного процесса;
  • реформирования сектора бюджетных учреждений.

Готовые работы на аналогичную тему

Первая стадия дала начало реформы общественных финансов в РФ еще в конце XX века. Необходимость преобразования межбюджетных отношений была обусловлена отсутствием комплексного подхода к выравниванию социально-экономического развития страны. Данная концепция финансовой реформы предусматривала создание системы, состоящей из пяти федеральных фондов. Деятельность этих фондов должна быть ориентирована на финансирование регионов. В состав фондов входили: фонд финансовой помощи субъектов РФ; фонд развития регионов; фонд компенсации; фонд софинансирования расходов на социальную сферу; фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

Основой реформы межбюджетных отношений уже в начале XXI века (2003-2005 гг.) являлось разделение уровня бюджетной системы с четким определением доходов и расходов.

Замечание 2

Результат преобразований межбюджетных отношений – это расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов в процессе выполнения бюджетных обязательств.

Вторая стадия – реформирование бюджетного процесса предполагала создание условий для максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами. В 2004 году был создан стабилизационный фонд в России, который обеспечивал рост устойчивости госбюджета к негативному влиянию внешней экономической конъюнктуры.

На третьей стадии осуществлялась реструктуризация или реформирование сети бюджетных организаций. Это создание не только новых государственных и муниципальных предприятий, но и изменение принципов их работы с учетом новых форм обеспечения финансовыми ресурсами.

Основные направления реформирования сектора бюджетных организаций:

  • оптимизация функционирующих сетей организаций, которые являются получателями средств из госбюджета;
  • проведение реорганизации бюджетных предприятий и уточнение их правого статуса;
  • переход на новые формы обеспечения финансами средствами;
  • внедрение модели формирования бюджета, ориентированного на результат.

Проблемы реформирования муниципальных финансов

Преобразования системы управления государством в РФ проводятся не только в сфере государственных, но муниципальных финансов.

Замечание 3

Задача нового финансового законодательства в сфере финансов – это приведение финансовых ресурсов всех уровней публичной власти согласно объемам полномочий и обязанностей. Ключевым моментом реформирования муниципальных финансов должно стать повышение финансовой самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления перед населением.

Муниципалитеты должны обладать достаточными финансовыми средствами для эффективного выполнения поставленных задач и реализации своих функциональных обязанностей. Кроме этого органы местного самоуправления должны иметь право самостоятельно управления своим бюджетным фондом. С этой целью и проводится реформирование финансовой системы муниципалитетов.

Новый закон позволяет выделить в структуру бюджетной системы субъектов страны новый уровень бюджетов. В систему местных бюджетов входят: бюджеты городских округов, бюджеты муниципальных районов; бюджеты поселений (сельских и городских).

Доходные и расходные полномочия возлагаются на органы исполнительной власти всех типов муниципалитетов (районов, городских округов, городских и сельских поселений).

Но при всех преимуществах реформирования муниципальных финансах, существует и ряд проблем:

  1. проблемы формирования доходов и исполнения расходных обязательств муниципалитетов;
  2. проблемы определения минимальных социальных стандартов;
  3. проблемы использования новой модели межбюджетных отношений.

Первая группа проблем связана с тем, что доходная часть бюджета местного самоуправления не обеспечивает выполнение обязательств по решению локальных вопросов. Поэтому можно говорить о невыполнении главной цели реформы. Кроме того, муниципальным образованиям столкнуться с большими трудностями при переходе к новой системе налогообложения на местном уровне. Что касается расходных обязательств местных бюджетов, то они должны покрываться за счет доходов, а не средствами финансовой поддержки из федерального центра.

Вторая группа проблем показывается, что вместо единых государственных минимальных социальных стандартов возникает их многоуровневая система: федеральные, региональные, муниципальные. Это означает, что каждый уровень принимает ответственность за установленные нормативы.

Третья группа проблем демонстрирует ущемление интересов муниципалитетов в рамках межбюджетного регулирования. Муниципальные образования лишаются стимулов для развития собственного экономического потенциала.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Мария Кажаева

Эксперт по предмету «Финансы»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис