Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Бюджетные реформы в России, их результаты

Все предметы / Финансы / Бюджетные реформы в России, их результаты
Определение 1

Бюджетная реформа в РФ – это совокупность преобразований в бюджетной системе российской экономики.

Начальный этап реформ в бюджетном секторе

Из-за масштабности бюджетных реформ в России довольно трудно их четко разделить на отдельные этапы. Условно современная бюджетная система нашей страны претерпела следующие этапы бюджетных реформ:

  1. Реформы, направленные на укрепление исполняемости бюджета в 1998 - 2000 гг., завершившиеся вступлением в силу Бюджетного кодекса.
  2. Принятие в 2004 году изменений в бюджетном законодательстве, которые ознаменовали появление системы расходных обязательств.

В современной России бюджетные реформы и преобразования имеют достаточно долгую историю. На начальном этапе реформ были произведены преобразования в бюджетном секторе в части межбюджетных отношений, которые были осуществлены в 1999-2005 гг. Ряд основных направлений совершенствования межбюджетных отношений закрепляла «Концепция реформирования межбюджетных отношений», сформированная на срок до 2001 года, и «Программа развития бюджетного федерализма», сформированная в до 2005 года. Эти нормативные акты среди главных задач реформирования межбюджетных отношений определили изменение финансовых отношений между бюджетами разных уровней на базе закрепления бюджетного федерализма, эффективной дисциплины ведения бюджетов, прозрачности процессов распределения средств бюджета.

Замечание 1

Результатом начального этапа реформирования бюджетного сектора стало завершение перехода к системе разграничения и делегирования полномочий, а также проведение бюджетно-налоговой децентрализации.

Преобразование бюджетного процесса в 2004-2006 гг.

На втором этапе бюджетной реформы был преобразован сам бюджетный процесс согласно утвержденной «Концепции реформирования бюджетных процессов» на срок с 2004 по 2006 годы. Реформирование бюджетного процесса было направлено на формирование предпосылок и условий для повышения эффективности управления системой государственных (муниципальных) финансов согласно разработанным приоритетам государственной политики. В качестве главного механизма совершенствования управления системой государственных (муниципальных) финансов можно назвать механизм управления результатами.

В отечественной практике управления финансами общества процесс реализации мероприятий по внедрению механизма управления на основе результатов бюджетирования был начат с утверждения правительством мер для повышения результативности расходов государственного бюджета.

Готовые работы на аналогичную тему

Реформа 2004-2006 гг. внесла ряд существенных изменений в бюджетные процессы:

  • разработка новой бюджетной классификации и плана счетов для бюджетного учета, которые обеспечивают учет затрат и доходов по программам и функциям;
  • выделение бюджетов принимаемых и действующих обязательств, к примеру, в рамках реформ были сформированы реестры расходных обязательств страны.
  • осуществление перехода к системе трехлетнего финансового планирования;
  • осуществление перехода от сметной системы финансирования бюджетных учреждений к бюджетированию, ориентированному на результат и обеспечивающего взаимосвязь расходов бюджета и их результативности;
  • упорядочение процедур по составлению и рассмотрению бюджета.

Последующие изменения Бюджетного кодекса

Итогом бюджетного реформирования 2004-2006 гг. стало наделение практически всех компонентов бюджетного процесса программно-целевой ориентацией. Несмотря на положительную оценку результатов реформ, на практике при ее реализации часто возникал ряд «инфраструктурных» сложностей. Например, вместо декларируемого перехода к системе программно-целевого управления и бюджетирования, ориентированного на результат, бюджетные учреждения финансировались по принципам сметного финансирования. Утверждение сметы, как правило, происходило на год и во многом было ориентировано на покрытие затрат учреждения, никак не учитывая результатов его деятельности и уровня качества предоставляемых учреждением услуг. Помимо этого, имело место ограничений возможностей бюджетных учреждений в части изменения смет в течение года для перераспределения ресурсов с одних статей расходов на другие.

Основные новации последующих изменений бюджетного процесса:

  • 2007 год: был продлен горизонт бюджетного планирования и завершен переход к трехлетнему бюджету;
  • 2008 год: применение бюджетной сметы;
  • 2009 год: внесение изменений в классификацию бюджетных расходов.

Все последние годы в Бюджетный кодекс страны ежегодно вносятся изменения, связанные с концептуальными вопросами управления межбюджетными отношениями, а также с переходом к программно-целевому бюджетированию. Благодаря этому была заложена правовая основа для обеспечения законодательного подкрепления проводимых в стране бюджетных реформ.

Из-за сложившейся ситуации стала очевидна необходимость реформы системы бюджетных учреждений, а, прежде всего, изменения в принципах их финансирования. Но, несмотря на все это, о практической реализации концепции реформирования бюджетных процессов, разработанной на срок с 2004 по 2006 годы, можно было говорить только к началу 2011 года.

Последующие бюджетные реформы закрепили разделение всех бюджетных организаций на несколько групп:

  • бюджетные учреждения;
  • казенные учреждения;
  • автономные учреждения.

Положительным следствием реформирования бюджетных учреждений стал переход от системы сметного финансирования автономных и бюджетных учреждений к механизму субсидирования. По сравнению со сметой, субсидирование подразумевает большую свободу при определении направлений расходов.

Благодаря реформе бюджетных учреждений были значительно расширены возможности бюджетных и автономных учреждений в сфере реализации предпринимательской деятельности. Расширив объемы оказания платных услуг, бюджетные и автономные учреждения существенно снизили зависимость от своих учредителей, увеличились возможности подобных учреждений в части обновления оборудования и повышения заработных плат. Помимо этого, расширение перечня оказываемых платных услуг выступали в роли дополнительного источника финансирования и коммерческой, и некоммерческой деятельности тогда, когда имеет место несвоевременное поступление субсидий для финансирования государственных (муниципальных) заданий.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Михайловна Дорофеева

Эксперт по предмету «Финансы»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис