Общая характеристика подхода Временного правительства к местному самоуправлению
Февральская революция и свержение самодержавной власти привело к формированию Временного правительства, которое приступило масштабному общественно-политическому преобразованию государственного устройства.
Одним из приоритетных направлений реформирования власти в стране стала демократизация процесса местного самоуправления, которая носила стихийный характер.
С целью упорядочения ситуации в стране Временным правительством было сделано объявление о начале разработки закона, направленного на осуществление реформы местного самоуправления. Однако затягивание данного процесса привело к недовольству на местах и поиску новых способов организации местного самоуправления на локальном уровне.
Изначально Временное правительство провозгласило ориентацию на демократическое местное самоуправление, не предполагая его контроль со стороны государства, а ориентируясь на эффективное взаимодействие.
Однако на практике Временное правительство пришло к необходимости сосредоточения исполнительной власти на уровне губернских и уездных комиссаров.
Деятельность Совещания по реформе местного самоуправления
В марте 1917 года Временным правительством было создано Совещание, целью деятельности которого было проведение реформы местного самоуправления. Во главе данного Совещания находился глава Правительства Г.Е. Львов. Данный орган был наделен значительным объемом полномочий, но период его функционирования был ограничен несколькими месяцами. Совещанием были предприняты попытки формировать органы местного самоуправления в соответствии с требованиями населения относительно этого вопроса.
Первое заседание Совещание определило совокупность задач по проведению реформы местного самоуправления, а также потребность в формировании правовой базы по этому вопросу. Практическая реализация решений Совещания была передана вновь созданным 13 комиссиям по отдельным направлениям, в число которых включались волостное земство и поселковое управление, избирательный закон и пересмотр земского и городского положений, городское и уездное управление, разработка положения об управлении и самоуправлении земских губерний и прочее.
Совещание сделало акцент на проведении выборов в различные органы власти посредством всеобщего, прямого и тайного голосования, не зависящего от половой принадлежности голосующего.
Динамичность политических изменений ускорила работу комиссий. Специфика того времени предусматривала формирование Временным правительством указов, которые не должны были приравниваться к органическим законам, регулирующим всю систему местного управление. Нормативные акты Временного правительства были призваны решить неотложные запросы действительности в сфере местного управления, обеспечить регулирование его деятельности в переходный период, дать определенную законодательную базу временного характера.
Потребность в упорядочении местного самоуправления привела к направлению в адрес Правительства извещений и различных предложений по усовершенствованию местной власти.
Организация местного самоуправления Временным правительством
В качестве главного элемента местного самоуправления Временным правительством рассматривалось формирование системы органов самоуправлением губернского, уездного и сельского уровня, а также городского и районного уровня.
Также предусматривалось создание органов правительственной администрации на губернском и уездном уровне с целью несения ими функций надзорных и контрольных.
Помимо этого в губернских и уездных центрах предполагалось создать органы административной юстиции.
Требования в отношении количественного состава органов самоуправления устанавливались особым расписанием. Органам самоуправления поселкового и волостного уровня предоставлялась возможность формировать исполнительные органы коллегиального и единоличного характера по собственному усмотрению.
Реформа городского управления Временным правительством
В апреле 1917 года Временным правительством был принят закон относительно реформы городского самоуправления. Правительство утвердило порядок осуществления выборов в городские думы. Выборы осуществлялись прямым, всеобщим, тайным и равным голосованием.
До участия в выборах допускали лиц, достигших 20-летнего возраста, вне зависимости от их половой принадлежности, национальности, вероисповедания, проживающих или осевших в городе, несущих военную службу.
Формирование местной системы самоуправления осуществлялось на основе пропорциональной избирательной системы.
Реформа волостного земства Временного правительства
Общественность ждала принятия закона о волостном земстве, который был уже разработан. Однако Временное правительство тормозило реформу, стремясь доработать закон в соответствии со сложившимися реалиями. Представители крестьянства выказывали недовольство по данному вопросу и требовали немедленных изменений. Крестьяне упраздняли волостные правления, изгоняли волостных старшин, создавали собственные органы власти.
В результате в мае 1917 года Временным правительством было осуществлено принятие Положения о волостном земстве.
Волостным земствам передавались обязанности волостных правлений и волостных старшин. Упразднялись такие формы правления как волостные сходы, продовольственные комитеты и попечительства.
Волостные земства получили право:
- приобретения и отчуждения имущества,
- заключения договоров,
- вступления в союзы и товарищества,
- обложения сборами имущества на территории волости,
- установления особых сборов.
Компетенция волостных земств предусматривала управление земскими повинностями, имуществом и капиталом, организацию содействия созданию потребительских обществ, осуществление строительства и благоустройства местных дорог, ведение борьбы с пожарами, решение вопросов образования, здравоохранения, призрения, благоустройства, продовольственного снабжения и прочего.