Бюджетный федерализм - это система разделения полномочий между федеральными и региональными властями, органами муниципального управления в сфере финансов, то есть в сфере бюджетных отношений.
Сущность налоговой системы и ее значение для бюджетной сферы
Налоговая система представляется собой совокупность налогов, которые взимаются с физических и юридических лиц, выступающих в качестве налогоплательщиков на территории государства согласно его налоговому законодательству, а также органов специального назначения, контролирующих правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты налогов в бюджет.
Правовые основы налоговой системы Российской Федерации формирует законодательство трех уровней: федерального, регионального и муниципального. Основным нормативным актом, регулирующим налоговую систему, является Налоговый кодекс, устанавливающий всю совокупность налогов, взимаемых на территории российского государства.
В рамках налоговой системы существуют три категории платежей:
- во-первых, налоги, представляющие собой индивидуальные и обязательные безвозмездные платежи хозяйствующих субъектов в лице физических лиц и организаций в форме отчуждения их денежных средств для обеспечения потребностей публичной власти;
- во-вторых, сборы, представляющие собой обязательные взносы, подлежащие взиманию с физических лиц и хозяйствующих субъектов как условие совершения органами публичной власти каких-либо действий;
- в-третьих, страховые взносы, представляющие собой взносы обязательного характера на пенсионное, социальное и медицинское страхование, уплачиваемые хозяйствующими субъектами и физическими лицами с целью обеспечения реализации прав работников при наступлении страховых случаев.
Все налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные. В Российской Федерации перечень налогов и сборов носит закрытый характер, установленный федеральным нормативным актом в лице Налогового кодекса. Налоги обеспечивают формирование доходов бюджетной системы, финансирующие государственные и муниципальные нужды.
Сущность бюджетного федерализма и его связь с налоговой системой
В основе бюджетного права находится основополагающий принцип бюджетного федерализма, суть которого состоит в наличии у административно-территориальных единиц государства собственных источников доходов и направлений расходов.
Российская Конституция закрепляет принципы федеративного устройства государства, проявляющиеся в следующем:
- во-первых, субъекты Российской Федерации имеют равные права независимо от их наименования (республики, области, края и так далее);
- во-вторых, в основе конституционных принципов федерализма находится государственная целостность, единство государственной власти, разграничение полномочий и предметов ведения между федеральной и региональной властью.
Муниципальные образования также наделены правом формирования собственных муниципальных бюджетов и правом получения в результате бюджетного регулирования средств из федерального и региональных бюджетов. Это обеспечивает муниципальные бюджеты гарантированными поступлениями от федеральных и региональных налогов.
Доходы муниципальных бюджетов формируются за счёт следующих составляющих:
- налоговые поступления;
- часть прибыли предприятий, находящихся в муниципальной собственности;
- дотации и субсидии из федерального и региональных бюджетов;
- муниципальные займы.
Доходы муниципального бюджета включают в себя местные налоги, плату за муниципальную землю, здания, выдачу лицензий, штрафы и так далее.
Доходы муниципальных бюджетов можно разделить на собственные и получаемые в ходе бюджетного регулирования. Собственные источники доходов бюджетов различных уровней включают в себя:
- во-первых, доходные источники, закрепленные законодательством для каждого бюджетного уровня;
- во-вторых, отчисления по регулирующим доходным источникам;
- в-третьих, дополнительные доходы.
Средства бюджетного регулирования включают в себя следующие составляющие:
- во-первых, нормативные отчисления от регулирующих доходов;
- во-вторых, субвенции и дотации;
- в-третьих, выделяемые фондом финансовой поддержки средства;
- в-четвертых, поступающие в рамках взаимных расчетов между бюджетами средства.
Фонд финансовой поддержки формируется региональными бюджетами и подлежит распределению в соответствии с численностью населения муниципального образования, удельным весом детей школьного и дошкольного возраста в общей численности населения, подушевой обеспеченности муниципальными финансами и так далее.
Нормативные отчисления от регулируемых доходов включают в себя доли федеральных и региональных налогов, закрепляемые за местными бюджетами. В определенном смысле это собственные доходы муниципальных бюджетов.
Региональные бюджеты формируются в соответствии с принципом межбюджетных отношений.
Принцип самостоятельности бюджетов подразумевает не только наличие собственных источников доходов, но и наличие права определения направлений расходования средств бюджета. Самостоятельность бюджета выступает в качестве основного и важнейшего элемента бюджетного федерализма. Также к элементам бюджетного федерализма относится соблюдение процедуры взаимоотношений между бюджетами.
Бюджетный федерализм предполагает выделение средств вышестоящими бюджетами нижестоящим бюджетам. В основе бюджетного федерализма находится законодательно закрепленное распределение источников доходов между уровнями бюджетной системы. Бюджеты могут формировать резервный и целевые бюджетные фонды, предназначенные для финансирования экологических, социальных и иных программ, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, покрытия дефицита бюджета.
Распределение налоговых доходов между бюджетами осуществляется в соответствии с законодательством в зависимости от видов налогов. Также за отдельными бюджетами закрепляются части некоторых налогов.