Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Современные модели бюджетного федерализма, их классификации

Все предметы / Финансы / Современные модели бюджетного федерализма, их классификации
Содержание статьи
Определение 1

Бюджетный федерализм – это система автономного функционирования и взаимодействие бюджетов на отдельных уровнях власти.

В настоящее время выделяют следующие модели бюджетного федерализма:

  • децентрализованная;
  • централизованная (другое название - кооперативная).

Децентрализованная модель

Децентрализованная модель бюджетного федерализма существует в Канаде, США, Великобритании, Японии и отличается следующими чертами:

  1. Получение региональными властями высокой степени финансовой самостоятельности;
  2. Финансовое обеспечение самостоятельности и независимости связано с правами регионов устанавливать собственную систему и порядок налогообложения;
  3. Соответствующие налоги и доходы четко разделены и закреплены на каждом уровне бюджетной системы. Центральный бюджет пополняется за счет подоходных налогов юридических и физических лиц, таможенного налогообложения. Среди налоговых источников местных и региональных бюджетов – налогообложение товаров и услуг, имущества, земельных участков;
  4. Отсутствие контроля центральным правительством бюджетной деятельности регионов и минимальное внимание к проблемам горизонтального дисбаланса;
  5. Слабо развита система бюджетного выравнивания, перераспределение федеральных средств осуществляется в форме целевого перечисления на финансирование конкретной программы;
  6. За долги и дефицит бюджетов отвечает только региональные правительство, которое должно самостоятельно изыскать средства, чтобы погасить дефицит бюджета.

Кооперативная модель

В настоящее время кооперативная модель является наиболее широко распространенной модель. Бюджетного федерализма в мировой практике. Ее придерживается большинство европейских стран и для нее характерны следующие основные черты:

  • широкое участие региональной власти в перераспределении национальных доходов;
  • наличие регулирующих и собственных доходов и налогов на каждом уровне бюджетной системы;
  • введение местных ставок по отношению к территориальным и федеральным налогам;
  • повышенная ответственность центра за региональные финансы в части дефицита бюджета или наличия долга;
  • ограниченная самостоятельность региональной власти в вопросе привлечения внешних заимствований. Внешние заимствования осуществляются только органами федеральной власти, а полномочия региональных властей ограничиваются внутренними заимствованиями;
  • развитый механизм перераспределения средств по уровням бюджетной системы посредством субсидирования, дотаций и субвенций.

Как правило, использование кооперативной модели уместно в странах с весьма значительными различиями уровней бюджетной обеспеченности в зависимости от региона. Поэтому кооперативная модель основана на вертикальном выравнивании за счет дотаций, субвенций или субсидий. Широкое применение находит разделение доходов на регулирующие и собственные.

Готовые работы на аналогичную тему

Российская модель бюджетного федерализма

Современную российскую модель бюджетного федерализма можно охарактеризовать как сочетание сильного централизма вертикали системы бюджетного распределения с законодательно установленными разграничениями свободы в налогах для бюджетов местного и регионального уровня самоуправления. Собственная налоговая база формирования бюджетов регионального и местных уровней не может быть независимой или федеративно равнозначной, а поэтому зачастую нижний уровень бюджета становится просителем у федерального центра.

Замечание 1

Российская вертикальная модель с механизмом бюджетных отношений имеет проблемное место - налоговую политику, которая предопределяет сохранение дефицита региональных бюджетов до 50%, а бюджетов местного уровня даже до 90%.

Кооперативная модель российского бюджетного федерализма основана на партнерских отношениях федерального центра и субъектов федерации в сфере межбюджетных взаимоотношений. При этом определено верховенство федерального бюджетного законодательства перед системой бюджетного законодательства субъектов страны. Эффективная работа бюджетного федерализма подразумевает четкое законодательное распределение бюджетных полномочий, в основе которого:

  • разграничение налоговых (доходных) полномочий;
  • разграничение расходных полномочий;
  • выравнивание бюджетов.

Для идеальной ситуации, в модели бюджетного федерализма подразумевается соответствие объема доходных полномочий и объема расходных полномочий, который закреплен на данном уровне государственной власти. Однако на практике расходные полномочия и доходные возможности разделены существенным разрывом. Наиболее сложная задача - обеспечить вертикальное выравнивание, поскольку даже при равенстве совокупных расходов и доходов бюджетов разного уровня необходимо говорить о наличии существенных различий в бюджетном положении регионов и территорий из-за различия уровня экономического развития, численности и плотности населения, природно-климатических особенностей.

Проблему вертикального выравнивания в управлении бюджетом решают дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды, и бюджетные кредиты. Фундамент построения таких межбюджетных отношений для обеспечения баланса бюджетов – это разграничение на законодательном уровне расходных обязательств федерального и регионального уровней власти с закреплением за соответствующим бюджетом субъектов России собственных неналоговых и налоговых доходов.

Важным способом управления межбюджетными отношениями федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и обеспечения сбалансированности последних является поступление средств в виде отчислений от федеральных налогов и доходов (налога на прибыль, налога на доходы от физических лиц, некоторых видов акцизов и др.).

Для бюджетов субъектов РФ (также для местных бюджетов) указанные отчисляемые доходы принято называть регулирующими или перераспределяемыми доходами.

Перечень и нормативы (в процентах) отчислений от конкретных видов федеральных налогов и доходов в бюджеты субъектов РФ на постоянной основе определяются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а конкретные пропорции их распределения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ утверждаются ежегодным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Галицкая

Эксперт по предмету «Финансы»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис