Понятие муниципального маркетинга как функции местного самоуправления
Муниципальный маркетинг – это одна из функций местного самоуправления, состоящая в применении мер, направленных на привлечение в муниципальное образование новых экономических субъектов, способных оказать благотворное влияние на развитие территории муниципального образования в настоящем и будущем времени.
В качестве объекта муниципального маркетинга выступают:
- во-первых, проблемы социально-экономического развития муниципальных образований;
- во-вторых, возможные сценарии социально-экономического развития муниципальных образований;
- в-третьих, поиск рычагов правового воздействия на процесс привлечения инвестиций в муниципальные образования.
Муниципальный маркетинг направлен на обеспечение развития муниципального образования в социально-экономическом плане за счет привлечения новых экономических субъектов и инвестиций на территорию этого образования.
К числу задач муниципального маркетинга можно отнести следующие:
- обеспечение роста результативности оказания муниципальных услуг и реализации программ муниципального развития;
- формирование научных основ для выработки стратегии и тактических действий по управлению муниципальным образованием согласно потребностям его граждан;
- обеспечение массовой поддержки населения органам муниципального управления, организация роста доверия к политике муниципальных властей и активного участия населения муниципального образования в реализации государственных и муниципальных программ;
- формирование имиджа муниципального образования и органов муниципального управления;
- формирование инвестиционного потенциала муниципального образования;
- оптимизация управленческого процесса муниципальным образованием и так далее.
Муниципальный маркетинг осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых следует отнести:
- во-первых, осуществление тщательного учета потребностей населения муниципального образования, функционирующих на его территории хозяйствующих субъектов, внешних потребителей;
- во-вторых, осуществление сбора сведений относительно динамики состояния муниципального рынка;
- в-третьих, учет интересов государства в отношении развития муниципального образования;
- в-четвертых, формирование условий, обеспечивающих адаптацию муниципальной экономики к факторам внешней среды;
- в-пятых, создание привлекательного имиджа муниципального образования и лоббирование его интересов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Муниципальный маркетинг обеспечивает координацию совместных усилий органов и служб муниципального управления, выступает в качестве приоритетной функции местного самоуправления и элемента системы управления социально-экономическим развитием муниципалитета.
Виды муниципального маркетинга
Муниципальный маркетинг в зависимости от сферы его осуществления можно разделить на две основные разновидности:
- Муниципальный маркетинг, который осуществляется на территории муниципального образования и за его пределами. Данный вид маркетинга ориентирован на внешних субъектов, призван формировать спрос на ресурсный потенциал муниципалитета, привлечение инвестиций, квалифицированных кадров, потребителей туристических услуг и так далее. Этот маркетинг призван обеспечивать формирование положительного имиджа муниципального образования и его продвижение, обеспечивать развитие этого муниципального образования в интересах его населения;
- Маркетинг, осуществляемый только на территории муниципального образования. Данный вид деятельности направлен на обеспечение становления и развития на территории муниципального образования цивилизованных рыночных отношений, маркетингового подхода к использованию ресурсов муниципального образования.
SWOT-анализ как один из основных методов реализации муниципального маркетинга
Одним из основных методов муниципального маркетинга является SWOT-анализ, осуществляемый в отношении муниципального образования. Данный вид анализа можно охарактеризовать как форму исследования пространства муниципального образования в социально-экономическом плане, включающую в себя анализ слабых и сильных сторон муниципалитета, а также его возможностей и угроз существования.
SWOT-анализ выступает в качестве основного этапа стратегического планирования развития муниципального образования и неотъемлемой его составляющей.
Проведение SWOT-анализа муниципального образования предусматривает последовательное прохождение 4 этапов:
Осуществление сбора сведений относительно социально-экономического состояния муниципального образования и процессов, которые протекают на его территории;
Осуществление построения матрицы SWOT-анализа в разрезе слабых и сильных сторон муниципального образования, его возможностей и угроз;
Осуществление парного наложения каждого фактора на квадранты SWOT-матрицы и выявление ответа на то, какие факторы обладают тенденциями взаимного усиления, нейтрализации или ослабления с возможностью выделения следующих квадратов анализа:
- сочетание сильных сторон и возможностей развития муниципального образования;
- сочетание сильных сторон и угроз для развития муниципального образования;
- сочетание слабых сторон и возможности развития муниципального образования;
- сочетание слабых сторон и угрозы развития муниципального образования;
Выявление возможных зон стратегических маневров и направлений стратегического планирования развития муниципального образования. В ходе этого этапа анализа осуществляется абстрагирование от зон взаимной нейтрализации, выявляются факторы, имеющие низкую вероятность реализации в будущем. В отношении взаимоусиливающих и взаимоослабляющих факторов разрабатываются меры их реализации.