Понятие муниципальной службы
Муниципальная служба – это деятельность, имеющая профессиональный характер, осуществляемая на постоянной основе, предполагающая замещение должностей муниципальной службы посредством заключения трудового контракта или договора.
В соответствии с законодательством работодателем или нанимателем для муниципальных служащих являются муниципальные образования. Фактически обязанности нанимателя или работодатели для муниципальных служащих осуществляют представители муниципальных образований. Представителями муниципальных образований, имеющими право выступать в качестве работодателей для муниципальных служащих, могут являться:
- во-первых, высшие должностные лица муниципальных образований, то есть их главы;
- во-вторых, руководители органов, осуществляющих местное управление;
- в-третьих, председатели избирательных комиссий, действующих на территории муниципальных образований;
- в-четвертых, иные лица, которые уполномочены на исполнение обязанностей представителя работодателя или нанимателя от лица муниципального образования.
Правовое регулирование и принципы осуществления муниципальной службы
Правовое регулирование муниципальной службы осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:
- во-первых, с Конституцией Российской Федерации;
- во-вторых, с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации»; в-третьих, с иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами России;
- в-четвертых, с законодательными и нормативными правовыми актами регионов России;
- в-пятых, с нормативно-правовыми актами муниципального уровня.
Несение муниципальной службы подлежит регулированию трудовым законодательством с учетом специальных норм, установленных в отношении муниципальной службы.
Несение муниципальной службы осуществляется в соответствии с рядом принципов, к числу которых относятся:
- принцип приоритетности свобод и прав гражданина и человека;
- принцип равного доступа граждан, владеющих русским языком, к несению муниципальной службы;
- принцип равных условий несение муниципальной службы вне зависимости от каких-либо характеристик гражданина (например, пол, национальность, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, религиозные и иные убеждения, принадлежность к общественным объединениям, прочие обстоятельства);
- принцип профессионализма и компетентности служащих муниципалитета;
- принцип стабильности службы в муниципалитете;
- принцип доступности сведений о действиях служащих муниципалитета;
- принцип взаимодействия с населением и общественными объединениями;
- принцип единства требований к несению муниципальные службы, обеспечения учета исторических и местных традиций при этом;
- принцип социальной и правовой защищенности служащих муниципалитета;
- принцип ответственности служащих муниципалитета за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих обязанностей;
- принцип внепартийности службы в муниципалитете.
Характеристики должностей муниципальной службы
Под должностью муниципального служащего понимается должность в органах муниципального управления, избирательных комиссиях, действующих в муниципальных образованиях, образуемая сообразно уставу муниципалитета, имеющая определенный круг обязанностей, направленных на обеспечение реализации полномочий органов муниципального управления или должностных лиц муниципального образования.
Установление муниципальных должностей осуществляется в соответствии с правовыми актами муниципального уровня на основе реестра этих должностей, предусмотренного на уровне субъекта России и утвержденного их законами.
Формирование штатного расписания служащих муниципалитета предполагает использование формулировок должностей, предусмотренных реестром муниципальной службы. Данный реестр представляет собой перечисление должностей службы в муниципалитете, в соответствии с классификацией по органам муниципального управления, избирательным комиссиям и функциональным признакам, учитывающим исторические и местные традиции.
Должности муниципальных служащих классифицируются на несколько групп, в том числе, высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.
Претенденты на замещение должностей муниципальные службы должны отвечать определенным квалификационным требованиям. Квалификационные требования устанавливаются по отношению к таким критериям, как образование, стаж работы или службы, знания, умения, направления подготовки, необходимые для качественного исполнения должностных обязанностей.
Конкретные квалификационные требования устанавливаются правовыми актами муниципального уровня с учетом типовых требований к квалификации муниципальных служащих, определенных на уровне регионального законодательства.
По отношению к лицам, претендующим на замещение должности главы муниципального образования, могут устанавливаться дополнительные квалификационные требования.
Характеристика статуса муниципального служащего
Под муниципальным служащим понимают гражданина, который исполняет обязанности на должности муниципальной службы, в соответствии с муниципальным законодательством за определенное вознаграждение из средств муниципального бюджета.
Муниципальные служащие обладают определенными правами, к числу которых, например, относится, право ознакомления с документацией, определяющей права и обязанности муниципального служащего на занимаемой должности; обеспечения условий организационно-технического характера, позволяющих исполнять должностные обязанности и так далее.
Федеральное законодательство устанавливает ряд обязанностей муниципального служащего, к числу которых относится, например, соблюдение положений Конституции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов, прочих нормативно-правовых актов и иного законодательства, исполнение должностных обязанностей сообразно должностной инструкции и так далее.