Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд – это комплексный институт отечественного законодательства, объединяющий нормы земельного, гражданского, градостроительного и иного законодательства, регламентирующий процедуру прекращения права собственности на земельный участок посредством его изъятия, в том числе на условиях выкупа, в исключительных случаях, предусмотренных законом, и только для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.
Содержание института изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд
Процедура изъятия земли для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей предусматривалась еще советским законодательством, в последующем она была воспроизведена в Земельном кодексе РСФСР 1991 г. Сегодня вопросы изъятия земель для удовлетворения государственных или муниципальных потребностей регулируются положениями кодифицированных актов в области гражданских и земельных правоотношений, а также отдельными федеральными законами.
Когда участок земли изымается для нужд государства или муниципалитета происходит прекращение права собственности на указанный земельный участок. Требования обеспечения защиты права собственности обуславливают фиксацию исключительных условий изъятия участков для нужд государства или муниципалитетов в законодательстве.
Так, в отдельных случаях участки земли, принадлежащие частным субъектам, могут изыматься для нужд государства или муниципалитета, например, если через земельный участок необходимо проложить линию электропередач, федеральную трассу и пр.
При этом законодательство вменяет государству или муниципалитету, для нужд которых изымается участок земли у собственника, возместить такому собственнику кроме рыночной стоимости участка земли убытки, которые ему пришлось претерпеть, и понесенную им упущенную выгоду.
С 2015 г. процедура изъятия участка земли для нужд государства или муниципалитета получила подробную регламентацию в земельном законодательстве. Так, ранее процедура регламентировалась незначительным объемом положений, сегодня процесс изъятия регламентируется специальной главой Земельного кодекса РФ.
Условия изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Земельным законодательством, регламентирующим процедуру изъятия участка земли для нужд государства или муниципалитета, предусматривается, что решение о таком изъятии может приниматься исполнительными органами публичного управления федерального, регионального или местного уровней. При этом указанное решение может быть принято исполнительными органами, как по собственной инициативе, так и по инициативе, исходящей от субъектов естественных монополий, пользователей недр, других организаций, перечень которых устанавливается высшим исполнительным органом страны.
При этом когда процесс изъятия инициируются указанными выше организациями, на них ложатся расходы по проведению кадастровых работ и выплате соответствующего возмещения за участок земли в пользу собственника. Указанное позволяет решить социально значимые задачи без привлечения бюджетных средств. При этом названная норма широко обсуждается в теории как возможное основание смещения акцентов с социального назначения изъятия в сторону интересов крупных организаций, собственностью которых будут становиться изъятые земельные участки. Названные опасения обоснованы, поскольку основания для отклонения инициативы, поступающей от таких субъектов, формальны, например, это отсутствие схемы расположения участка земли, обращение в неуполномоченный орган и др.
Непосредственному изъятию участка земли предшествует процедура по выявлению правообладателей. Для установления правообладателей земельного участка полномочный орган запрашивает соответствующие сведения в Росреестре. Если в Росреестре не содержится информации относительно правообладателей участка земли, то такая информация запрашивается в органах, регистрировавших права на недвижимость до учреждения Росреестра. Это могут быть местные администрации или местные отделы БТИ, а также иные органы, которым были предоставлены полномочия по регистрации прав на недвижимость.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Когда полномочным органом установлены лица, обладающие правами в отношении земельного участка, таким органом принимается решение об изъятии. Названное решение должно содержать сведения относительно изымаемого земельного участка, относительно расположенных на таком земельном участке объектов недвижимости. Кроме того, в решении обязательно должны указываться конкретная цель изъятия такого участка земли, конкретный документ, на основании которого принято решение об изъятии.
Так, в частности, если решение принимается по инициативе, исходящей от организации из установленного Правительством перечня, то решение должно содержать указание на такую организацию.
В десятидневный срок со дня принятия решения исполнительный орган соответствующего уровня знакомит заинтересованных субъектов с принятым решением:
- посредством размещения на официальном портале или в официальных СМИ;
- посредством направления копии решения в Росреестр;
- посредством направления копии решения правообладателям участка земли;
- посредством направления копии решения в организацию, которая инициировала процесс изъятия.
Необходимо отметить, что возмещение по поводу изъятия участка земли может быть получено не только собственниками, но и иными правообладателями таких участков, в частности, лицами, которые владеют участками на праве аренды, безвозмездного пользования и пр. Стоимость выкупа участка земли для нужд государства или муниципалитета определяется на основании оценки проведенной специалистами в соответствии со специальным законодательством.