Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Участники земельных правоотношений

Согласно пункту $1$ статьи $5$ Земельного кодекса РФ, участниками земельных правоотношений являются:

  1. Российская Федерация;
  2. субъекты Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее ;
  3. муниципальные образования;
  4. юридические лица;
  5. граждане.

Все они могут иметь различные права и обязанности, связанные с владением, использованием и распоряжением участками. Субъекты земельных правоотношений способны приобретать специальные наименования. Они могут являться собственниками, владельцами, пользователями или арендаторами участков.

Органы государственной власти как субъекты земельных отношений

Замечание 1

Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает государственным суверенитетом, как неотъемлемым элементом международной правосубъектности страны. Эта высшая власть осуществляется соответствующими органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах.

Субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений, поскольку земли могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности регионов. Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники земли. Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками.

К полномочиям Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее в области земельных отношений относятся:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. определение основ федеральной политики в области регулирования земельных правоотношений;
  2. установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
  3. государственное управление в области мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;
  4. установление порядка резервирования земель, изъятия участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
  5. резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
  6. разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  7. иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации Конституцией РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее , Земельным кодексом По данной теме мы уже выполнили реферат Земельное право подробнее , федеральными законами.

В полномочия субъектов Федерации входят:

  1. резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд регионов России;
  2. разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Федерации;
  3. иные полномочия, не отнесенные к ведению России или органов местного самоуправления.



Рисунок 1.

Муниципалитеты как субъекты земельных отношений

Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, поэтому они также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Органы местного самоуправления наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений.

Муниципалитеты являются субъектами земельных отношений обычно при управлении рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной, так и в частной собственности.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся:

  1. резервирование земель;
  2. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
  3. установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, с учетом требований законодательства Российской Федерации;
  4. разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
  5. иные полномочия, решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Граждане и юридические лица как субъекты земельных отношений

С учетом происходящих в России политических и экономических преобразований земельное законодательство развивается по пути максимального расширения круга физических и юридических лиц, которые могут являться собственниками, пользователями или арендаторами участков.

Признавая права иностранцев, лиц без гражданства и организаций, зарегистрированных в других странах, быть участниками земельных правоотношений в России, некоторые федеральные законы все же содержат ряд ограничений. Например, иностранцы не могут приобретать в собственность участки, находящиеся в пределах приграничных территорий, а также земли сельскохозяйственного назначения.

Замечание 2

Если российским гражданам в случаях, предусмотренных законом, земельные участки могут предоставляться бесплатно из государственной и муниципальной собственности, то иностранным гражданам и юридическим лицам – только за плату.

Земельный кодекс закрепляет ряд специальных правовых понятий, обозначающих отдельные категории субъектов земельных правоотношений. Закрепление таких понятий необходимо, так как с точки зрения гражданского права некоторым из них придается иной смысл.

Собственниками участков могут быть любые участники земельных правоотношений: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица.

Определение 1

Землепользователи – это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Согласно статье $20$ Земельного кодекса РФ, участки предоставляются в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставлялись до введения в действие нынешнего Земельного кодекса РФ.

Субъектам земельных правоотношений недостаточно обладать лишь потенциальным правом участвовать в таких отношениях. Они должны иметь правовую дееспособность, а в ряде случаев – соответствовать определенным требованиям. Например, пользоваться землями обороны могут только организации, обеспечивающие деятельность Вооруженных Сил России, а дачными участками – члены садоводческих товариществ.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Марина Борисовна Юрьева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис