Государство в своей сути содержит определенную форму государственного аппарата.
Под государственным аппаратом понимают систему управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, при помощи которых государство исполняет свои основополагающие функции.
Различные органы государственного аппарата в границах своих полномочий призваны распоряжаться ресурсами всего общества с целью отстаивания интересов каждого гражданина в отдельности.
Принципы функционирования государственного аппарата
К основным принципам государственного аппарата следует отнести:
- конституционность и законность действий государственных органов;
- ответственность аппарата перед избирателями за результаты своей работы;
- деидеологизация государственного аппарата и сотрудников;
- демократизм — суть его в возможности широких слоев населения принимать участие в принятии и обсуждении законов;
- гуманизм – отношения государства и человека основываются на человеколюбии, уважении к личности каждого;
- равноправие - все граждане, вне независимости от национальной, половой, религиозной или другой принадлежности равны перед законом и судом.
- справедливость - в регулировании отношений преимущество отдается средствам убеждения.
Структура государственного аппарата
В системе государственной власти можно выделить три основные ветви. Это органы:
- законодательной власти (парламент страны, представительные органы в субъектах и муниципальных образованиях);
- исполнительной власти (правительство страны, исполнительные органы в субъектах и муниципальных образованиях);
- судебной власти, надзорных и иных контролирующих ведомств.
В государственном аппарате выделяют административные образования:
- департаменты,
- правления и комитеты,
- специальные отделы и др.
В ходе работы данных структурных единиц осуществляется квалифицированная подготовка решений.
Работа в государственном аппарате в связи с особой ее значимостью и важностью для страныи общества предполагает наличие специального статуса неприкосновенности для лица, принимающего политические решения (например, неприкосновенность президента, главы правительства, генерального прокурора, судьи, депутатов и иных категорий лиц из политической элиты).
Работник государственного аппарата получает статус государственного служащего. Такой статус предполагает, с одной стороны, некоторые ограничения правомочий субъекта по распоряжению собственным временем, с другой - наличие особых льгот и систем зашиты. На государственной службе отдельно выделяется институт отставки, когда после определенного срока службы лицо может претендовать на почетную пенсию. Также государственная служба предполагает создание специального порядка, установленной законом формы и процедуры замещения и отстранения от должности специалистов на конкретных должностях в государственных интересах.
Государственный аппарат является важнейшим и неотъемлемым механизмом любого государства. Суть любого государственного аппарата заключается наделении властными полномочиями специальных субъектов для реализации ими полномочий органов государственной власти.
В литературе выделяются две подсистемы государственных органов (в зависимости от их места в государственном аппарате):
- подсистема высших органов государства (государственная дума, президент, правительство и т. д.);
- подсистема органов правопорядка (суды, органы прокуратуры), силовые структуры (армия, полиция, федеральная служба безопасности и др.).