Государственное управление в автономной области, автономных округах – это реализация совокупности полномочий органов государственной власти автономных образований, наделенных специфическим статусом в составе Российской Федерации.
Специфика правового статуса автономных округов и автономной области
В состав субъектов Российской Федерации входят Еврейская автономная область, а также Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округи. Сохранение автономной области в качестве отдельного субъекта в определенной мере является данью традиции, несмотря на то, что коренное еврейское население в ней практически не сохранилось. Автономные округа отличаются небольшими размерами и разнообразными национальностями. Максимальный удельный вес коренных национальностей в Ненецком автономном округе, минимальный – в Ханты-Мансийском.
Данный вид автономных субъектов в составе Российской Федерации представляет собой национальные государственные образования России, которые наделены отдельными территориями в пределах российского государства и осуществляют полномочия, установленные российской Конституцией, федеральным законодательством и Федеративным договором 1992 года.
Правовой статус данных субъектов России определяется составом полномочий, предусмотренных российским законодательством, за исключением тех полномочий, которые отнесены российской Конституцией к предметам исключительного ведения Российской Федерации.
Правовой статус автономных округов и области в качестве субъектов Российской Федерации можно охарактеризовать с помощью следующих черт:
- во-первых, специфика конституционного положения данных субъектов выражается в наличии у них двойственного статуса, в соответствии с которым они признаются частью других субъектов Российской Федерации и одновременно являются самостоятельными субъектами Российской Федерации;
- во-вторых, данные виды субъектов Российской Федерации имеют одинаковую конституционно-правовую природу и равные права по отношению к другим субъектам Российской Федерации;
- в-третьих, автономные образования, как правило, включены в состав территории других субъектов Российской Федерации.
Двойственность правовой природы автономных образований не оказывает ограничивающего влияния на совокупность прав этих субъектов по отношению к другим субъектам российского государства.
Автономное образование обладает статусом самостоятельного субъектов Российской Федерации, который не может быть изменен без его согласия. При этом на автономное образование частично влияют органы государственной власти тех регионов, в состав которых включены автономные образования. Правовой статус автономных образований предусматривает заключение договора, определяющего пределы компетенции, между региональными властями автономных образований и региональными властями регионов, в состав которых входят эти образования.
Специфика государственного управления в автономных образованиях
Автономные образования наряду с другими субъектами Российской Федерации имеют необходимые конституционные атрибуты в составе собственной территории, населения, системы органов государственного управления, устава и законодательства. Статус автономных образований в качестве государственно-территориальных образований подтвержден Конституционным судом Российской Федерации.
Следствием этого статуса является закрепление за автономными образованиями права самостоятельного формирования собственных представительных органов, выбора губернаторов, наделения их уставными полномочиями, осуществления прямых взаимодействий с органами государственного управления федерального и регионального уровня, самостоятельного заключения договоров и соглашений с иными регионами страны. Автономные образования наделены собственными источниками финансирования. Федеральное законодательство устанавливает компетенции государственных органов власти автономных образований в отношении осуществления налогового и иного законодательного регулирования.
Наличие общих интересов у автономных образований и регионов, в состав которых они входят, ведет к формированию дополнительных отношений между их населением, органами власти. В частности, к числу общих интересов относится процесс формирования региональных органов власти. Население автономных образований имеет право непосредственного участия в выборах региональных органов власти тех регионов, в состав которых включены автономные образования. Это обеспечивает возможность воспрепятствования односторонним действиям со стороны региональных властей по отношению к автономным образованиям за счет наличия в них депутатов из этих автономных образований.
При этом существуют вопросы государственного управления автономными образованиями, которые не включены в состав общих интересов автономных образований и регионов, на территории которых они находятся. Следовательно, решение таких вопросов невозможно без согласия властей автономных образований. Таким образом, региональные органы власти не могут сами определять полномочия по отношению к территории автономных образований. Этот вопрос носит принципиальный характер, исключая возможность установления вертикальной подчиненности между региональными властями и находящимися на их территории автономными образованиями. Это обеспечивает защиту социальных и экономических интересов населения автономных образований.
Представительные органы государственного управления автономных образований формируются населением в ходе прямых выборов. Иные органы управления автономными образованиями формируются в порядке, предусмотренном их уставами. Данные органы власти независимы от органов государственного управления регионов, на территории которых находится автономное образование.