Цикличность экономики – это свойство экономической системы, которое проявляется в периодической смене фаз экономического развития с положительного тренда на отрицательный и обратно.
Цикличность экономики как объект государственного регулирования
Несмотря на утверждения классиков политической экономии, рыночный механизм регулирования экономических отношений не является идеальным. Он имеет ряд серьезных недостатков, которые приносят обществу в целом, его отдельным группам и членам серьезные негативные последствия, а сам рынок не в состоянии самостоятельно нейтрализовать их.
Одним из подобных недостатков считается цикличность экономики. Она развивается посредством смены одного цикла на другой. При этом сам цикл обязательно включает в себя следующие составные части (фазы):
- подъем (оживление) – период роста основных макроэкономических показателей;
- пик – момент, в котором макроэкономические показатели достигли своих максимальных значений в цикле;
- спад (рецессия) – период снижения основных макроэкономических показателей;
- дно (депрессия) – момент, в котором макроэкономические показатели достигли своих минимальных значений в цикле.
Переход экономики от фазы роста к фазе спада (чаще всего ее называют кризисом) сопровождается большим числом социально-экономических событий негативного характера (обесценивание сбережений, увольнение, потеря заработка, дефицит в магазинах и т.д.). А обратный переход к фазе оживления экономики может растянутся на несколько лет, тем более, если спад был очень существенным.
Рыночное регулирование не способно сгладить те крайности, которое готовит обществу циклическое развитие экономики. Отсюда следует, что существует потребность в государственном регулировании цикличности экономики.
Основы государственного регулирования цикличности экономики
Государственное регулирование цикличности национальной экономики направлено на сглаживание колебаний экономического цикла и поддержание макроэкономического равновесия внутри страны с учетом развития международных экономических отношений. В настоящее время оно диктуется той антициклической (стабилизационной) политикой, которое высшие органы государственной власти разрабатывают и утверждают.
Теоретической основой деятельности государства в области регулирования экономики выступают концепции, с одной стороны, неоклассической школы, которая выступает за активную деятельность государства, ограниченную только сферой денежного обращения, и с другой стороны, неокейнсианской школы, которая видит в государстве единственную силу способную значительно повлиять на характер деловой активности в экономике.
Государственное регулирование цикличности экономики по своему содержанию может быть как стимулирующим (имеет место при фазе рецессии, чтобы предотвратить дальнейший спад), так и сдерживающим (рестрикционным) (имеет место при фазе оживления, чтобы предотвратить «перегрев» экономики).
Государственные органы, регулируя цикличность национальной экономики, преимущественно используют инструменты двух групп: фискальной (бюджетно-налоговой) группы и монетарной (денежно-кредитной) группы.
Фискальные инструменты государственного регулирования
Главными фискальными инструментами, с помощью которых государство регулирует цикличность экономики, являются налоги и государственные (бюджетные) расходы.
Если государство ставит перед собой цель простимулировать национальную экономику, то оно должно будет снизить ставки по налогам и увеличить объем бюджетных ресурсов через механизм государственных закупок. В результате этих мер у населения и субъектов хозяйствования в распоряжении останется больше денежных ресурсов, которые могут быть использованы на увеличение потребления, на расширение производства, на обновление производственной базы, на вложение инвестиций в иных формах. Иными словами, будет происходить рост деловой активности в стране.
Если государству требуется, наоборот, снизить деловую активность в стране, оно принимает противоположные бюджетно-налоговые меры. Т.е. произойдет повышение налоговых ставок и сокращение объема бюджетных ресурсов. Таким образом денежная масса будет постепенно изыматься из экономики, что соответствующим образом отразиться на всех экономических субъектах.
Государственное регулирование фискальными инструментами может осуществляться автоматически (через действие «встроенных стабилизаторов») и дискреционно (посредством принятия органами власти директивных решений).
Монетарные инструменты государственного регулирования
Главными монетарными инструментами, с помощью которых государство регулирует цикличность экономики, являются:
- ключевая ставка процента Центрального банка (ставка рефинансирования);
- норма обязательных резервов коммерческих банков;
- государственные ценные бумаги.
В данном случае механизм влияния на экономику будет аналогичным, как и в случае с фискальными инструментами. Стимулирующая государственная политика будет требовать от органов власти принятия таких решений, как снижение процентных ставок, снижение нормы банковских резервов, выкуп у держателей выпущенных ранее государственных ценных бумаг. Данная политика получила название «дешевых денег», поскольку их предложение в национальной экономике увеличивается при сохранении спроса на прежнем уровне.
Следовательно, в периоды экономического «бума» в стране правительство повышает процентные ставки и нормы банковских резервов, а также осуществляют дополнительную эмиссию государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Данная политика получила название «дорогих денег», поскольку их предложение в национальной экономике сокращается при сохранении спроса на прежнем уровне.