Договор подряда на государственной службе – это предусмотренная гражданским правом, применяемая в рамках контрактной системы для обеспечения нужд государственной службы, которые невозможно обеспечить за счет заключения служебных контрактов, конструкция договора, в котором одна сторона принимает на себя обязанности по выполнению по заданию второй стороны определенной работы, а вторая сторона, в свою очередь, обязуется принять результат этой работы и оплатить ее.
Отличия договора подряда от служебного договора
В первую очередь, необходимо отметить, что институт государственной службы учреждается и функционирует для того, чтобы привлекать для выполнения функций и задач публичного управления в конкретном органе и на конкретных должностях лиц, обладающих специальными профессиональными знаниями, навыками и умениями. При этом должностные обязанности государственные служащие осуществляют как постоянную профессиональную деятельность за плату в рамках служебного контракта, который по своей природе является трудовым контрактом.
Иными словами, между работодателем (государством в лице уполномоченного органа ли организации) и работником (государственным служащим) формируется система служебных отношений, отличающихся от отношений, складывающихся в рамках гражданско-правового договора, по следующим характеристикам:
- в рамках договора подряда, как и иных гражданско-правовых договоров, исполнитель принимает на себя обязательство выполнить конкретное задание заказчика; в рамках служебного контракта государственный служащий осуществляет соответствующую профессиональную деятельность в соответствии с должностными обязанностями на основании штатного расписания, постоянно получая при этом от работодателя поручения и реализуя их по мере поступления. Таким образом, служебный контракт заключается для того, чтобы обеспечить постоянный трудовой процесс в рамках государственного органа или учреждения, а гражданско-правовой договор заключается для получения конкретного результата работы;
- исполнитель по договору подряда согласовывает процедуру исполнения обязанностей, предусмотренных договором, и, если иное не предусматривается договором, самостоятельно финансирует такое исполнение. Государственный служащий осуществляет служебную деятельность в соответствии с правилами внутреннего распорядка, соблюдает режим рабочего времени, при этом работодатель отвечает за материально-техническое обеспечение трудовых процессов, за надлежащее состояние рабочего места и пр.;
- служебные обязанности по должности всегда выполняются государственным служащими лично. По общему правилу, подрядные обязательства могут быть выполнены исполнителем с привлечением субподрядчиков;
- оплата деятельности подрядчика фиксируется в договоре в качестве вознаграждения и выплачивается в том порядке, который предусмотрен условиями договора;
- оплата труда государственного служащего осуществляется ежемесячно с учетом всех гарантий оплаты труда, предусмотренных специальным законодательством и трудовым законодательством и др.
Понятие и значение договора подряда в системе государственной службы
Привлечение работника (в том числе и государственного служащего) на должность предполагает, что работодателю (частной организации или государству) необходимо, чтобы указанное лицо на постоянной основе осуществляло профессиональную деятельность для решения функций и задач, стоящих перед организацией (или органом государственного управления или государственной организацией). Именно поэтому работодатель берет на себя дополнительные обязанности и ответственность в отношении лиц, привлекаемых для постоянной профессиональной деятельности, в отличие от тех лиц, которые могут быть привлечены работодателем для решения конкретных задач, получения конкретного результата работы.
Действующим законодательством не ограничена возможность любых организаций заключать гражданско-правовые договоры, в том числе договор подряда с физическими лицами. При этом государственные организации (и тем более государственные органы) привлекают физических лиц к реализации гражданско-правовых обязанностей по договорам подряда, возмездного оказания услуг только в рамках контрактной системы.
В системе государственной службы договор подряда может быть заключен для выполнения определенного объема и содержания работ исполнителем. При этом на заказчика возлагается обязанность при участии подрядчика принять выполненную работу; в случае, если будут обнаружены недостатки и отступления от условий договора, это фиксируется в акте приемки работы, претензии или посредством иных предусмотренных инструментов.
В системе государственной службы договор подряда может быть использован для привлечения к выполнению работ, которые не предусмотрены в рамках должностей штатного расписания. Так, например, в штатном расписании государственного учреждения могут не предусматриваться должности делопроизводителей, и эти обязанности, в частности, могут распределяться между иными работниками, однако это не гарантирует их эффективного выполнения. Поэтому могут быть заключены договора подряда с физическими лицами для реализации делопроизводственных работ в рамках договорных условий.
Помимо того, допустимо привлечение в государственное учреждение физического лица к выполнению работ, которые предусмотрены по соответствующей должности в штатном расписании, если такая должность вакантна. Например, у учреждения отсутствуют объективные возможности привлечь специалиста в штат, но при этом есть возможность взять внештатного сотрудника для выполнения указанной работы. В этом случае можно оформить гражданско-правовой договор.
Заключение договоров подряда для обеспечения государственных нужд должно соответствовать требованиям федерального законодательства о контрактной системе, которая предусматривает проведение открытого конкурса на специальном учрежденной платформе для обеспечения равного доступа для всех заинтересованных участников.