Дивидендная политика
Дивидендная политика — это одна из наиболее важных составляющих финансовой политики экономического субъекта, которая базируется на концепции перераспределения чистой прибыли, устанавливающей соотношение между потребляемой и капитализируемой частями прибыли хозяйствующей единицы.
Стоит отметить, что при установлении соотношения между потребляемой и капитализируемой частями чистой прибыли в обязательном порядке должны быть учтены следующие факторы:
- нормативно-правовая документация, действующая на текущий момент времени и регулирующая порядок начисления дивидендных выплат;
- наличие свободных финансовых ресурсов для выплаты дивидендов;
- возможность привлечения финансовых ресурсов из прочих источников финансирования и их потенциальная стоимость;
- интересы акционеров компании.
В качестве гарантии, которая бы регламентировала и обеспечивала права акционеров в России можно назвать формирование обязательных резервов. При этом не менее важным фактом является наличие свободных финансовых ресурсов, так как привлечение в случае их дефицита краткосрочных кредитов для выплаты дивидендов акционеров приводит к возникновению дополнительных затрат.
На сегодняшний день выплата дивидендов осуществляется в несколько этапов:
- дата объявления. На данном этапе совет директоров компании объявляет о намерении выплатить дивиденды акционерам в определенном размере и в определённую дату;
- экс-дивидендная дата либо дата закрытия реестра. На данном этапе определяется момент времени, до которого необходимо приобрести (владеть) ценной бумагой, предоставляющей право на получение дивидендов. Стоит отметить, что, как правило, в этот день курс акций снижается на величину, равную или близкую к объявленному дивиденду.
- дата платежа. На данном этапе начинается выплата дивидендов акционерам.
На современном этапе развития выплата дивидендов может быть реализована в различных формах. Среди наиболее распространенных можно выделить следующие:
- выплаты в денежной форме;
- автоматическое реинвестирование выплаченных дивидендов;
- выплата акциями компании;
- дробление акций фирмы;
- выкуп компанией собственных акций по заранее определенной цене.
Виды и типы дивидендных политик
В настоящее время выделяют следующие виды дивидендной политики компании:
- Дивидендная политика консервативного типа. Отличительной особенностью данного вида политики в вопросах выплаты дивидендов можно назвать тот факт, что большая часть полученной прибыли, которую получил экономический субъект на отчетный период, направляется на дальнейшее его развитие для обеспечения в будущем экономической и финансовой стабильности на рынке. В этом случае акционеры компании получают минимальный доход по приобретенным ценным бумагам. При этом в рамках такой политики компания может начислять дивиденды как по методу остаточного принципа, так и в форме регулярных фиксированных выплат;
- Дивидендная политика умеренного типа. На сегодняшний день подобная политика получила наибольшее распространение. В рамках политики умеренного типа подразумевается выплата дивидендов, состоящих из двух частей – фиксированной и переменной. При этом величина переменной части зависит от того, сколько прибыли заработал экономический субъект за отчетный период времени. Таким образом, часть прибыли, полученной хозяйствующей единицы направляется на выплату дивидендов акционерам, а часть – на дальнейшее развитие компании. Такая политика на современном этапе развития является наиболее актуальной среди акционеров, так как помимо фиксированного дохода они еще могут получить и переменный, также бизнес развивается, что позволяет получить хорошую прибыль, а, следовательно, и дивиденды;
- Дивидендная политика агрессивного типа. Подобный вид политики на сегодняшний день не пользуется особой популярность из –за того, что вся полученная экономическим субъектом прибыль направляется на выплату дивидендов, а в развитие бизнеса компания не вкладывает финансовые ресурсы, что в будущем может способствует снижению получаемой прибыли или ликвидации компании. В том случае, если акционер хочет в короткий срок заработать и выйти из ценной бумаги, именно этот вариант дивидендной политики наиболее оптимален.
На сегодняшний день все типы дивидендных политик имеют место быть на рынке, и все они в той или иной степени применяются хозяйствующими субъектами.
Виды дивидендных политик базируются на наиболее известных теориях дивидендного управления. Так, на сегодняшний день выделяют следующие виды дивидендных политик:
- базисный. Сущность данного типа заключается в том, что экономисты считают выплату дивидендов за некоторый период времени дороже, чем капитализация прибыли хозяйствующей единицы, что связано с тем, что дивиденды, выплачиваемые владельцам акций, характеризуются меньшим уровнем риска, чем те, которые остаются для инвестирования в развитие;
- остаточный. Данный тип политики наиболее эффективен в случае, если большая часть получаемой прибыли хозяйствующей единицы направляется на инвестиционные проекты, а то, что осталось – акционерам на дивиденды;
- акцент на мнение акционеров и их участие. В данном случае владельцы акций вправе принимать участие в соответствующих собраниях и решать, вся ли прибыль пойдет на выплату дивидендов, или некоторая ее доля уйдет на капитализацию.
- минимизированный. В рамках подобной дивидендной политике можно сэкономить по средствам сокращения налоговых издержек. Налоговые издержки возникают в момент выплаты дивидендов акционерам, поэтому, если направить значительную долю прибыли в капитализацию, то можно существенно снизить налоговые выплаты;
- сигнализированный. Данный тип политики базируется на предположении о том, что выплата дивидендов акционерам оказывает достаточно сильное влияние на рыночную стоимость акций. Таким образом, чем больше выплат акционерам, тем больше растет спрос на ценные бумаги.