Методы финансового регулирования
Финансовое регулирование – это направленное воздействие на процессы социального и экономического характера, ориентированное прежде всего на предотвращение или снижение возможных последствий внешних и внутренних угроз, устранение существующих диспропорций в экономике, развитие передовых технологий и социальной стабильности, посредством концентрации денежных средств в одних рыночных секторах и ограничения роста объема денежных средств в других.
На сегодняшний день для экономики развитых и развивающихся государств особенную актуальность приобретает вмешательство государства в процессы экономического и социального характера, так как в условиях монополизации рынка, возрастающего влияния профсоюзов не происходит регулирования рынка в автоматическом режиме. Так как государство все же ограничено в использовании методов административного характера, довольно часто им используются именно финансовые методы. Таким образом, важнейшим субъектом финансового регулирования является государство.
На современном этапе развития финансовые методы воздействия на процессы социального и экономического характера можно условно разделить на две группы: бюджетные и налоговые. Так, как существует выбор методов, то в рамках реализации финансового регулирования возникает проблема: какие методы более эффективны.
Если рассматривать бюджетные методы, то важно помнить о том, что значительный объем расходов бюджета влечет за собой необходимость изменения пропорций между объемами денежных средств органов государственной власти и финансовых ресурсов экономических единиц, что может оказывать негативное влияние на развитие предпринимательской деятельности в стране.
Таким образом, можно говорить об очевидности выбора налоговых методов.
Налоговые методы финансового регулирования
Среди налоговых методов финансового регулирования можно выделить следующие:
- использование повышенной, пониженной или вовсе нулевой ставки налога;
- изменение или непосредственно налоговой базы, или методики расчета базы налогообложения;
- использование так называемой прогрессивной ставки налога;
- освобождение от уплаты некоторых групп налогов отдельных лиц;
- предоставление рассрочки или отсрочки в рамках уплаты налогов;
- предоставление различного рода налоговых кредитов;
- введение специальных налоговых режимов.
Одним из наиболее распространенным методов налогового регулирования можно назвать предоставление налоговых льгот, которые благоприятно влияют на объем денежных средств, находящихся в распоряжении у хозяйствующих субъектов, которые могут быть направлены как на цели, предусмотренные финансовым регулированием, так и на прочие цели.
Рассмотрим примеры использования налоговых методов государственного регулирования:
- изменение ставки налога. Так, в соответствии с отечественным законодательством, например, для НДФЛ установлена основная ставка 13%, однако, доходы, которые были получены в рамках лотерей и выигрышей, облагаются по повышенной ставке 35%.
- оказания воздействия на налоговую базу. Так, например, на территории Франции налоговая база по налогу на прибыль организаций может быть снижена на величину расходов в случае, если такие расходы повлекли снижение величины чистых активов. А в Испании в соответствии с действующим налоговым законодательство в виде вычетов, которые снижают налоговую базу по налогу на прибыль, рассматриваются расходы, направленные на финансирование различного рода научных разработок на сумму, равную или превышающую установленную на законодательном уровне;
- возврат налога. Так, например, в Китае достаточно распространен возврат НДС, который осуществляется исключительно при экспорте товаров с высокой степенью переработки;
- использование прогрессивной шкалы налогообложения. В большинстве развитых государствах Европы используется прогрессивное подоходного налогообложение, т.е. чем выше доход, тем выше и применяемая ставка;
- освобождение от уплаты налога. Так, например, отечественное законодательство в сфере налогообложения предусматривает заявительный характер освобождения от уплаты НДС относительно небольшом обороте организации;
- предоставление рассрочки и отсрочки налоговых платежей. В конце 2008 году в РФ в качестве антикризисной меры было предусмотрено право сумму авансового платежа по НДС за квартал разбить на месячные платежи, а в 2020 году была предоставлена отсрочка платежа по налогам. А в Великобритании — компаниям, которые больше остальных пострадали в результате кризиса, были предоставлены отсрочки по уплате такого налога как НДС;
- введение специальных налоговых режимов — упрощенная система налогообложения субъектов малого бизнеса используется во всех развитых и развивающихся государствах, когда единый налог заменяет группу налогов, которые уплачиваются в рамках традиционной системы. На сегодняшний день известно использование льготного режима налогообложения на территории ОЭЗ — в Китае, например, такие зоны обеспечили значительный прирост зарубежных капиталовложений и выступили «локомотивом» развития всей экономики государства.
Отмена или введение того или иного налога оказывает влияние не только на объем финансовых ресурсов налогоплательщиков, но и непосредственно на уровень обеспеченности денежными ресурсами отдельных территорий страны.
На сегодняшний день в государствах, которые активно практикуют закрепление за несколькими бюджетами поступлений от одного налога, отмена налога или изменение нормативов отчислений на законодательном уровне в значительной степени изменяет уровень бюджетной обеспеченности отдельных территорий страны.
Также в качестве налогового регулирования стоит рассматривать такой способ государственной финансовой поддержки, как использование «ускоренной амортизации». Увеличенные размеры амортизационных отчислений оказывают благотворное влияние, так как уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций, а также по имущественному налогу.