Понятие точки безубыточности
Точка безубыточности - показатель эффективности деятельности предприятия.
Точка безубыточности количественный показатель, который показывает инвестору предполагаемый срок окупаемости проекта, и возможный уровень риска при крупных вложениях. Инвестор должен понимать, когда он получит прибыль от вложения своих денежных средств в новый проект.
Точка безубыточности – это объем продаж, при котором прибыль предприятия равна нулю. Точка безубыточности выражается в натуральных и денежных выражениях. Данный показатель поможет определить какое количество продукции необходимо производить, для того что бы предприятия сработало в ноль. Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что если предприятия сработало выше точки безубыточности, то оно получит прибыль, если нет, то предприятие несет убытки.
Прибыль – это разница между доходами, которые были на предприятии и расходы, которые несет предприятие.
При расчете точки безубыточности руководитель может увидеть:
- следует ли вкладывать денежные средства в новый проект, если он окупится, только лишь при следующем объеме продаж;
- определить на ранних стадиях проблемы, которые могут возникнуть на предприятии;
- произвести расчет: как изменится объем продаж и цена готовой продукции;
- определить: на какой показатель необходимо снизить выручку, и при этом не оказаться в убытке.
Расчет точки безубыточности
Для расчета показателя точки безубыточности, необходимо детализировать затраты. Для этого необходимо определить какие затраты относятся к постоянным, а какие к переменным. Так как затраты являются основными показателями при расчете точки безубыточности.
К постоянным затратам относят: амортизационные отчисления (которые насчитываются на основные средства), заработная плата сотрудникам (оклады), арендная плата. Постоянные затраты не зависят от объема производства и от объема продаж готовой продукции. На постоянные затраты могут влиять такие показатели, как:
- инфляция;
- снижение производственной мощности;
- увеличение или уменьшение суммы за аренду помещений.
К переменным затратам относятся: закупка всех необходимых материалов для производства, давальческое сырье, затраты на топливо и электроэнергию. Все переменные затраты напрямую зависят от объема выпускаемой продукции, и изменяются вместе с изменением объемов производства. Соответственно, чем больше производится продукции, тем больше увеличиваются переменные затраты.
Основным показателем маржи является маржинальный доход.
Маржинальный доход – это разница между выручкой от проданного товара и переменными затратами которые были понесены при производстве.
Маржинальный доход (М) рассчитывается:
М = С- В, где:
- С – выручка, которую получили от продажи готовой продукции;
- В - совокупность всех переменных затрат.
Маржинальный доход, можно рассчитать не только на всю партию готовой продукции, но и на единицу продукции по всем видам.
М = (С –В)/О= ц-п, где:
- М – удельный маржинальный доход;
- О – общий объем реализации готовой продукции;
- ц- цена за единицу готовой продукции;
- п – переменные затраты.
Маржинальный доход для определенного вида продукции, является важным показателем для менеджера. Если данный показатель отрицательный, это говорит о том, что выручка от продажи не покрывает все переменные затраты.
Маржинальная прибыль – это выручка, из которой будет формироваться чистая прибыль и уплата постоянных расходов предприятия.
При анализе деятельности предприятия необходимо следовать таким правилам:
- провести анализ производства данного товара за прошлые периоды;
- проанализировать совокупность расходов и доходов;
- проанализировать постоянные и переменные затраты с их расчетом.