Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Заработная плата

Различия в заработной плате

Замечание 1

В истории хозяйства никогда не существовало единого уровня заработной платы. В коротком периоде заработная плата могла колебаться исключительно в результате изменения спроса и временной ограниченности предложения. В длительном периоде, когда рабочие успевали перейти с рынка на рынок, разница заработной платы, обусловленная исключительно спросом, выравнивалась. Но, поскольку сохранялись барьеры для перехода с рынка на рынок, в длительном периоде сохранялись различия в заработной плате, обусловленные наличием объективных затрат на образование, различий производительности работников и т. д. Давайте рассмотрим несколько примеров таких устойчивых различий в заработной плате.

Конторские служащие и рабочие

В XIX в. конторские служащие (клерки) получали значительно больше, чем промышленные рабочие. Например, в $1900$ г. в США на железной дороге средний годовой заработок служащего был равен $1011$ долларов, а у рабочего - лишь около $548$. Но к середине XX в. это соотношение изменилось. Практически во всех отраслях конторские служащие стали получать меньше, чем рабочие. Чем это было вызвано?

В XIX в. было гораздо меньше людей, способных выполнять управленческую работу, и слишком много людей, способных только на физический труд. Следовательно, зарплата первых была выше.

В XX в. с повышением общего уровня образования грамотные люди перестали быть редкостью (более того, образованных людей стали готовить тысячи колледжей и вузов). Но антиполезность физического труда сохранилась, и это привело к разнице в заработной плате. В итоге, чтобы заставить молодого человека в XX в. выбрать профессию, связанную с физическим трудом, заработная плата должна быть выше, чем зарплата конторского служащего.

Готовые работы на аналогичную тему

Пол и возраст

На рис. 1 приведены различия в заработной плате мужчин и женщин разных возрастных групп и видов труда для Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии ($1996$ г.) Нетрудно заметить три тенденции в различиях заработной платы.



Рисунок 1.

Первая: заработная плата и мужчин, и женщин изменяется в зависимости от возраста (это объясняется отчасти просто выслугой лет и повышением по службе в отдельных фирмах, а также повышением производительности по мере все большего "взросления" человека).

Вторая: при прочих равных заработная плата женщин оказывается ниже, чем зарплата мужчин.

Третья: различия при прочих равных заработной платы физического и умственного труда (программисты получают в среднем больше, чем дворники и т. д.).

Единый уровень заработной платы

Давайте рассмотрим наиболее простую ситуацию, при которой устанавливается общее равновесие на всех рынках труда.

  1. Предположим, что все рынки труда совершенны. Это значит, что существуют полная информированность продавцов и покупателей об условиях сделок (рабочие могут выбрать наибольшую заработную плату) и лёгкость заключения сделок.
  2. Предположим, что ни один рабочий не получает никакой полезности (или антиполезности) от любого труда. Это означает, что рабочим абсолютно все равно, какую работу выполнять - шахтёра, дворника или кондитера. Все виды труда выполняются с одинаковой лёгкостью (нет тяжёлого или лёгкого труда). Таким образом, единственное, к чему могут стремиться рабочие, - это к получению максимальной заработной платы.
  3. Предположим, что нет никаких барьеров по перемещению с рынка на рынок (то есть любой рабочий может без каких-либо затрат поменять профессию).

В этих условиях на всех рынках труда хозяйства должна будет установиться единая заработная плата. Почему? Если на рынках установится разная заработная плата, то рабочие, продающие свой труд на рынках с меньшей заработной платой, будут оставлять эти рынки и переходить на рынок с более высокой ценой труда. В результате на тех рынках, откуда они уходят, заработная плата будет повышаться, а на тех рынках, куда они приходят, заработная плата будет понижаться. Продолжаться этот процесс будет до тех пор, пока все рабочие не распределятся по рынкам таким образом, что установится одинаковая заработная плата.

Предложение на рынке труда

Рабочие выбирают рынок, на котором они продают свою рабочую силу. Какими соображениями могут они руководствоваться при выборе того или иного рынка? Рабочие учитывают выгоды присутствия на рынке и барьеры для входа на этот рынок.

Выгоды от продажи труда на конкретном рынке состоят из двух следующих компонентов.

Во-первых, это заработная плата, которую рабочие получают за свой труд и которая представляет собой их доход. Этот доход они могут потратить на приобретение различных благ. Чем больше денег получит рабочий, тем большее количество благ он сможет приобрести. Конечно, чтобы определить "чистый" доход рабочего, из заработной платы необходимо вычесть расходы, связанные с продажей труда (например, затраты на рабочую одежду, транспорт до места работы и т. д.).

Во-вторых, это полезность (или антиполезность) самого процесса труда для рабочего. Некоторые виды труда могут быть для рабочего приятными и, следовательно, приносить ему полезность помимо заработной платы (например, труд дегустатора пирожных). Некоторые виды труда могут быть неприятными и, следовательно, будут приносить антиполезность (например, труд кочегара).

Так как рабочие стремятся к наиболее выгодному варианту продажи своего ресурса, они стараются выбрать рынок, на котором сочетание заработной платы и полезности(денежного и неденежного вознаграждений) для них оптимально.

Но чтобы добраться до выгод от продажи труда на любом рынке, рабочему нужно преодолеть барьеры, которые могут препятствовать выходу на рынок.

Замечание 2

Барьеры для входа на рынок означают затраты, которые рабочий должен осуществить, чтобы выйти на этот рынок в качестве продавца. Этим барьером может являться образование (чтобы получить какую-либо профессию, нужно затратить деньги и время на обучение). Барьерами также могут являться природныеспособности (талант) - даже если отдельный человек захочет стать художником, у него может ничего не получиться. Затраты выхода на рынок в последнем случае равны бесконечности.

Верность профессии

В истории хозяйства можно встретить также немало примеров, когда верность отдельных людей своему ремеслу не давала им его оставлять даже при очень низком вознаграждении, которое они получали.

Во все времена типичным примером верности ремеслу являлись люди искусства и науки, которые отказывались от работы за высокую заработную плату, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом. В настоящее время это многие преподаватели, ученые, актеры и представители других "творческих" и "научных" профессий в России.

Другим примером преданности своему роду деятельности являются крестьяне, которые часто оказывались необыкновенно привязанными к тому образу жизни, который вели, возделывая землю. С развитием городов и промышленности у крестьян появляется стимул оставить свою "профессию" и уйти работать на фабрику или завод, но крестьяне часто пренебрегают этим, дорожа своим образом жизни (даже если последний приносит гораздо меньший доход).

Существует верность профессии и у ремесленников. Известным примером того, как в результате этого качества страдал целый класс людей, является история ручных ткачей в Англии в начале XIX в. До введения машин ткачи работали на ручных ткацких станках у себя дома (надомничество) и гордились своей престижной профессией. Но с переходом на механические ткацкие станки (каждый из которых заменял $40$ ручных ткачей) цена тканей начала быстро падать, и, соответственно, падал спрос на труд ручных ткачей. Ткачи долго сопротивлялись этому, отказываясь идти на фабрику или поменять профессию. Первые десятилетия XIX в. представляют собой череду бедствий ручных ткачей, в ходе которых их заработная плата упала в десятки раз (в $1838$ г., например, некоторые ткачи получали по $2,5$ пенса в день).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Жанна Вячеславовна Сиднева

Эксперт по предмету «Бухгалтерский учет и аудит»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис