Понятие бюджета
Бюджет города — это одна из наиболее распространенных форм образования и дальнейшего расходования финансовых ресурсов, которая на сегодняшний день используется для финансового обеспечения решения задач и реализации функций городских органов управления.
На современном этапе развития национальной экономики все муниципальные образования имеют собственный бюджет (также называемый местным бюджетом), который предназначен для исполнения расходных обязательств на городском уровне.
Стоит отметить, что использование органами муниципалитета прочих форм образования и расходования финансовых ресурсов для исполнения принятых расходных обязательств муниципальных образований запрещено на законодательном уровне. При этом основной финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Таким образом, предоставленные бюджетные и имущественные права дают возможность муниципальным образованиям формировать, рассматривать и утверждать исключительно собственные бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение хозяйствующими субъектами и получить от них доход.
Экономическая сущность бюджетов муниципальных образований на сегодняшний день проявляется в их назначении, а именно:
- формирование централизованных фондов финансовых ресурсов, которые выступают в качестве финансового обеспечения деятельности муниципальных органов власти;
- распределение и расходование финансовых ресурсов этих фондов секторами народного хозяйства, представленными в муниципальном образовании;
- мониторинг осуществления финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, экономических и учреждений, подведомственных муниципальным органам.
Доходы муниципальных бюджетов на современном этапе развития сформированы за счет собственных налоговых, неналоговых доходов, отчислений от федеральных налогов, а также налогов и сборов субъектов федерации, а также поступлений безвозмездного характера.
Вертикальный и горизонтальный анализ бюджета города на примере города Самары
Вертикальный анализ бюджета города также носит название структурного. Отличительной его особенностью является тот факт, что при его осуществления итоговые данные рассматриваются относительно других величин, которые включены в состав бюджета в форме различного рода статей. Данный анализ демонтирует, какую долю занимает каждый элемент бюджета города в его общей структуре.
Горизонтальный анализ бюджета города получил название «трендового анализа», позволяющего в отследить и проанализировать динамику и изменение величины отдельных статей бюджета.
Проведя анализа расходов бюджета города Самары за период 2019-2020 года, можно сделать вывод о том, что расходы носят в большей степени колеблющейся характер. Например, величина расходов в бюджете города в 2018 году была 4138,7 млн. рублей, в 2020 году - 4673,1 млн. рублей, в к 2020 году она уменьшилась до 4353,7 млн. рублей.
В 2020 году в сравнении с 2019 годом расходы города Самара уменьшились на 6,2%, при этом 2019 году величина расходов выросла на 12,9 % по сравнению с прошлым годов. В качестве причин увеличения расходов в 2019 году стоит рассматривать рост по таким статьям бюджета города, как «общегосударственные вопросы», расходы по которой увеличились более на 14%, «экология», расходы по которой выросли более чем в два раза, а также «здравоохранение», расходы на которой выросли на 19,5% в 2019 году.
Однако, вместе с ростом расходов по некоторым статьям можно отметить снижение по другим статьям. Так, например, в 2019 году снизились расходы, связанные с финансированием таких областей как «физическая культура и спорт» ( -21,8% или 36,9 млн. рублей), «СМИ» ( -15,4% или -0,6 млн. рублей) и «образование» ( -34,6% или 1,8 млн. рублей). В 2020 году расходы городского бюджета Самары характеризовались снижением, что было связано с уменьшение величины расходов в таких сферах как «национальная экономика» ( -1,3% или 6,8 млн. рублей), «экология» (- 14,3 млн. рублей или 65%), самое же существенное сокращение произошло в сфере образования (-291,8 млн. рублей). Если же говорить об увеличении расходов, то в структуре городского бюджета Самары подобные изменения коснулись таких сфер как «ЖКХ» (241,7 млн. рублей или +146,6%), «обслуживание государственного и муниципального долга» (+61,2 млн. рублей), а также «социальная политика» (124,5 млн. рублей или +108,9%).
Стоит отметить, что анализ городского бюджета может быть реализован по результатам как формирования, так и исполнения утвержденного бюджета. Анализ городского бюджета в обязательном порядке должен проводиться раздельно по доходам и расходам
Проанализировав валовый объем расходов, можно утверждать, что удельный вес утвержденных в бюджете расходов в сравнении с фактическим исполнением равняется 116,8% (на 1059,5 млн. рублей меньше).
Возникновению подобной ситуации способствовал рост расходов в следующих разделах и подразделах:
- национальная экономика: фактическое исполнение увеличилось в сравнении с утвержденным на 77,5 млн. рублей, а его удельный вес равняется 109,1%.
- жилищно-коммунальное хозяйство: утвержденные в бюджете расходы имели большой удельный вес в фактическом исполнении, который равнялся 147,9% и имели отклонение в размере 246,2 млн. рублей. В основном к скачку расходов в данной сфере способствовал подраздел Жилищное хозяйство, который увеличился на 334,1 млн. рублей.
- образование: отклонение в утвержденном бюджете в этой сфере равняется 276,9 млн. рублям. Удельный вес утвержденного бюджета в фактическом исполнении - 109,9%. Одним из основных скачков наблюдается в подразделе дошкольное образование в размере 243,4 млн. рублей, а также подраздел общее образование с отклонением в 32 млн. рублей и некоторых других подразделах незначительные увеличение.