Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Межбюджетные отношения, основы их организации в РФ

Все предметы / Финансы / Межбюджетные отношения, основы их организации в РФ
Содержание статьи

Характеристика межбюджетных отношений

Определение 1

Межбюджетные отношения - это взаимоотношения, в которые вступают публично-правовые образования в связи с вопросами регулирования бюджетных правоотношений, осуществлением и организацией бюджетного процесса.

Основными принципами построения межбюджетных отношений в России являются:

  • распределение и закрепление бюджетных расходов по уровням бюджетной системы России,
  • закрепление и разграничение доходов по уровням бюджетной системы на постоянной основе,
  • равенство бюджетных прав муниципальных образований, субъектов Российской Федерации,
  • выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субъектов Российской Федерации,
  • обеспечение равенства бюджетов различных уровней в их взаимоотношениях с Федеральным бюджетом, а также равенства местных бюджетов в их отношениях с бюджетами субъектов Федерации.

Исходя из этих принципов, возможна передача отдельных видов бюджетных расходов из федерального бюджета бюджетам субъектов, а из бюджетов субъектов - в бюджеты муниципальных образований. При этом используют единую методику расчета нормативов финансовых затрат, осуществляемых в связи с предоставлением муниципальных и государственных услуг, нормативов финансовой помощи бюджетам территорий, единый порядок уплаты региональных и федеральных налогов.

Среди целей построения системы межбюджетных отношений можно выделить:

  • межбюджетные трансферты,
  • финансовое управление развитием территорий,
  • выравнивание обеспеченности бюджетов,
  • стимулирование наращивания налогового потенциала,
  • снижение риска недополучения финансирования по ключевым бюджетным услугам на уровне муниципального образования.

Межбюджетные трансферты

Для того, чтобы текущие задачи территориальных бюджетов решались с большей результативностью, применяют межбюджетные трансферты.

Определение 2

Межбюджетными трансфертами называют средства одного из бюджетов бюджетной системы, которые перечисляются другому бюджету бюджетной системы.

Готовые работы на аналогичную тему

Межбюджетные трансферты проводятся через специализированные фонды:

  • Фонд регионального развития,
  • Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ,
  • Фонд компенсаций,
  • Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

В настоящее время в России применяются следующие виды межбюджетных трансфертов:

  • целевые трансферты,
  • блочные, или нецелевые, дотации, ориентированные на то, чтобы выровнять бюджетную обеспеченность,
  • компенсационные выплаты.

Бюджетный кодекс России предусматривает следующие формы межбюджетных трансфертов:

  • бюджетный кредит. Это форма финансирования расходов бюджета, в рамках которой юридические лица или другие бюджеты получают средства на возмездной и возвратной основе,
  • дотация. Это предоставление бюджетных средств в бюджет другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе. Для осуществления дотаций служит Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставление дотаций осуществляется на основе бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах,
  • субвенции. Этот вид трансферта предусматривает предоставление бюджетных средств в бюджет другого уровня.

Состав и целевое назначение межбюджетных трансфертов зависит от расходов федерального бюджета и учитывает изменения, вносимые в бюджетное и налоговое законодательство.

Возможно предоставление межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации в следующих формах:

  • дотации, предназначенные для выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов,
  • субсидии в бюджеты субъектов,
  • субвенции в бюджеты субъектов,
  • иные формы межбюджетных трансфертов для бюджетов субъектов,
  • межбюджетные трансферты, переводимые в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Разнообразие видов и типов трансфертов связано с их ролью в межбюджетном регулировании. Межбюджетные трансферты позволяют решать следующие вопросы взаимоотношений федерального правительства и органов управления субъектов или муниципалитетов:

  • выравнивать бюджетную обеспеченность территорий и обеспечивать равномерный доступ всех территорий к гарантированному набору услуг государства,
  • компенсировать нижестоящим бюджетам их затраты, связанные с финансированием общенациональных мероприятий. Особенно актуально, если стоимость этих мероприятий превышает доходные возможности бюджетов,
  • стимулировать предоставление социальных благ в регионах в объёме, превышающем минимальный гарантированный государством уровень. Это позволяет повышать уровень жизни и социальную обеспеченность населения,
  • поощрять реализацию социальных, экономических и политических реформ на своей территории нижестоящими властными органами,
  • снижать социальную напряженность в регионах,
  • стимулировать экономический рост.

Оценка межбюджетных отношений

Действующий набор форм межбюджетных трансфертов в России сложился под влиянием реализации реформ 1990-2000 годов. Система распределения межбюджетных трансфертов предусматривает возможность выравнивания бюджетной обеспеченности, устранения текущих проблем сбалансированности, стимулирования развития и ускоренного решения приоритетных задач. Производится адаптация существующего инструментария к потребностям конкретных территорий. Хотя органы власти привыкли к действующим механизмам распределения межбюджетных трансфертов, имеется ряд проблем. В частности, должны рассматриваться такие вопросы:

  • насколько обоснованы существующие объемы передаваемых в виде дотаций и субсидий нижестоящим бюджетам средств,
  • адекватна ли применяемая методология распределения трансфертов, отвечает ли она актуальным задачам развития территорий,
  • как оценивается реальная стоимость предоставляемых муниципальных услуг,
  • оптимально ли распределяется между финансовым органом и отраслевыми органами власти совокупность полномочий, связанных с методологией распределения межбюджетных трансфертов по муниципальным образованиям. Этот вопрос связан с централизацией и децентрализацией полномочий.
  • какой вариант более целесообразен: поступление в региональный бюджет максимального объема субсидий с разным целевым назначением или концентрация ресурсов на приоритетных региональных проектах, субсидируемых на федеральном уровне.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис