Состояние финансовой системы России в 2000-2020 гг.
Финансовая система России – это совокупность всех сфер финансовых отношений, каждой из которых характерны особенности формирования и использования фондов денежных средств.
Финансовая система в РФ включает в себя
- бюджетную систему,
- внебюджетные фонды,
- государственные и банковские кредиты,
- фонд страхования,
- финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.
Как показывает практика, уроки последних десятилетий были усвоены плохо. Власть научилась преодолевать кризис и обеспечила в какой-то мере макроэкономическую стабильность, однако ей не удалось решить основную задачу и перевести экономику на более высокий уровень развития.
В начале двухтысячных государство вышло из тяжелого кризиса девяностых годов прошлого века. Глубокий экономический спад обернулся дефолтом. Упал доход, а девальвация и появившиеся мощности дали экономике страны импульс в виде роста на 6,4% в конце 1999 года, который в дальнейшем вырос до 10%.
Кризис способствовал внедрению реформ, которые были рассчитаны на ближайшие 10 лет. Был реформирован пенсионный фонд, реализованы налоговые реформы (введена «плоская шкала», подоходный налог, приняты Земельный, Трудовой и Бюджетный кодексы).
Большая работа была проведена по присоединению России к ВТО и формированию Таможенного союза. Данные достижения пришлись на 2000-е. Новый президент начал свою деятельность с восстановления доверия бизнеса, власти и граждан. Обещания придавали уверенности не только частному сектору, но и иностранным инвесторам. Именно 2000-е стали периодом восстановления экономики и рыночных отношений. Если опираться на сухие цифры, то к 2008 году ВВП смог практически удвоиться, инвестиции выросли на 7% с 14,3 млрд. дол. в 2001 г. до 121,1 млрд. дол. в 2007 г. Постепенно рубль начал укрепляться.
Укрепление рубля власти попытались сдержать высокой инфляцией, что привело к тому, что бизнес стал обращаться к дешевым иностранным займам. Именно с 2008 по 2009 гг. возник валютный риск и зависимость от иностранных займов. Доллар начал пополнять бюджет, что поддерживало рост экономики. Нефть продолжала расти на 15% в год. И к 2008 году ее стоимость составила 150 $..
Главный экономист ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) С. Гуриев отмечал:
«Темпы роста российской экономики за десятилетие связаны с ростом цены нефти».
Исключительно благодаря сырьевым доходам удалось сократить государственный долг до 7,5% в 2008 году. Именно в этот год чиновники поставили цели сформировать подушку безопасности и изолировать экономику от нефтяных денег. Однако стабилизационный фонд продолжил пополняться благодаря сырьевым доходам. Благодаря нефтяным долларам власть оплатили себе право на бездействие. Реформы оказались заброшенными.
Власть начала свою централизацию. Прямые выборы губернаторов были заменены на назначения, право местного самоуправления были ограничены. Чиновники ужесточили контроль над бизнесом. Громким делом, которое послужило началом государственного господства, было дело «ЮКОСа». В 2003 году после ареста М. Ходорковского и П. Лебедева активы достались «Роснефти». Целью власти стал полный контроль над финансовыми потоками и экономикой в целом. Власть все больше полагалась на бюджетные инвестиции. В 2007 году создаются такие корпорации как : «Ростех», «Роснано.РФ», которые получили огромную финансовую поддержку со стороны государства. На их капитализацию было направлено свыше 600 млрд.руб.
Финансовый кризис
Инерциальное движение экономики продолжалось вплоть до 2008 года. Именно тогда ВВП страны достиг своего пика. Однако, в период с 2008 по 2009 год страна, отягощённая системными проблемами, вошла в кризис. Зависимость от цены на нефть и внешних рынков, сыграла с экономикой страны злую шутку. Большим грузом на плечи государства легли неэффективные предприятия. За этот период рост ВВП снизился на 11%, отток капитала составил 200 млрд. дол., стал интенсивно расти курс доллара.
Основной ущерб пришелся на компании, которые были вовлечены в глобальный рынок:
- инвестиционная сфера,
- банковская сфера,
- финансовые рынки,
- экспортно- и инвестиционно-ориентированные отрасли.
Властям пришлось изменить политику управления на борьбу с кризисом. Банковская сфера получила на свое развитие 5 трлн. Руб., остальным крупным компаниям были предоставлены госгарантии. В качестве поддержки малого бизнеса власть снизила налог на прибыль, что позволило компаниям сэкономить 500 млрд. руб. и предотвратило банкротство системообразующих предприятий. Бюджетное стимулирование обошлось государству в кризисный период в 2 трлн. руб.
Весной 2009 года ситуация на рынке несколько стабилизировалась. Россия начала восстанавливаться. Но рост продолжался недолго. Нефть уже не могла так поддерживать государство. В результате нехватки ресурсов государство резко ограничило финансирование инвестиционных программ. Стало понятно, что программа экономического развития в целом себя изжила. Необходимо было обратиться к инвестиционной модели, провести приватизацию.
Частично задачи по улучшению инвестиционного климата вошли в программу президента Д. Медведева. Чиновники были согласны с тем, что кризис дает шанс реформам, однако, данным шансом не воспользовались. Если проанализировать оценку Центра стратегических разработок, то станет понятно, что стратегия развития, которая была разработана до 2020 года, была выполнена на 29%.
К 2020 накопилось очень большое количество проблем. По данным экономистов, участвующих в разработке новой стратегии 2020 года, появились значительные проблемы:
- «Демографический крест» - сократилось число занятых по сравнению с пенсионерами.
- «Ножницы конкурентоспособности» - слабые институты при высоких издержках.
- «Институциональные разрывы» - отсталость института при высоком качестве человеческого капитала.
- «Зависимость от сырья»