Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Внутренний и внешний долг России

Все предметы / Экономика / Внутренний и внешний долг России
Определение 1

Государственный долг — это важный макроэкономический показатель, определяющий суммарную величину внешних и внутренних заимствований, осуществляемых государством с целью покрытия бюджетного дефицита.

Общие сведения о государственном долге

В настоящее время неотъемлемой частью финансовой системы практически любого государства мира является государственный долг. Этот финансовый инструмент оказывает сильное влияние не только на бюджетный процесс, но и на всю макроэкономическую ситуацию в стране, на её более активное вовлечение в международное сотрудничество.

Замечание 1

Государственный долг представляет собой сумму финансовых обязательств государства по государственным займам, взятым у населения (в национальной валюте) и у правительств других стран (в иностранной валюте).

Таким образом, в зависимости от того, в какой валюте имеется задолженность, и от того, какова национальная принадлежность кредитора, государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. На данный момент это явление принято считать нормальным и закономерным в экономике любого цивилизованного государства, в том числе, России.

Динамика изменения государственного внешнего долга России и его текущее состояние

Отечественная экономика в начале 1990-х гг. осуществляла переход от административно-командной к рыночной системе. Он сопровождался большим числом событий кризисного характера, включая увеличение кредиторской задолженности государства. На протяжении последних десятилетий устойчиво действовала тенденция по увеличению общего внешнего долга России. Так, сумма внешнего долга на начало 1994 года составляла 117,8 млрд долларов США, а на начало 2016 года – уже 518,5 млрд долларов США.

Можно выделить два периода, когда задолженность Правительства России перед иностранными кредиторами не только не росла, но даже – снижалась.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Первый из них приходился на 2000-2002 гг. Это было обусловлено тем, что в августе 1998 г. в стране был объявлен дефолт. В связи с этим у кредиторов резко снизилось доверие к российским государственным займам, потому что возник прецедент их невозврата.
  • Второй из них начался в 2014 году. Тогда большинство развитых стран мира ввели против России международные экономические санкции. Они в том числе предусматривали ограничения по покупке государственного долга России. Кроме того, у потенциальных кредиторов из-за появления в российской экономике признаков рецессии повысились опасения насчёт того, что доходность по этим финансовым инструментам будет на приемлемом уровне.

По состоянию на 1 января 2020 года внешний долг Российской Федерации составлял 481,5 млрд долларов США. Для сравнения, в 2014 году сумма внешней задолженности была равна 727,1 млрд долларов США. Стоит отметить, что большая часть внешнего долга приходится на долги частным компаниям и коммерческим банкам.

Управление государственным внешним долгом является важным аспектом обеспечения высоких темпов устойчивого экономического роста. Например, США и Япония, чьи экономики являются ведущими в мире, имеют задолженности, суммы которых в разы превышают их валовый внутренний продукт и насчитывают десятки триллионов долларов США.

В России управление внешним долгом эволюционировало в процессе следующих этапов:

  1. 1991-1998 гг. – государство интенсивно наращивало внешний долг;
  2. с конца 1998 г. по 2001 г. – государство принимало посткризисные меры и осуществляло переход к политике постепенного сокращения внешних заимствований;
  3. 2001-2008 гг. – происходила структуризация долговой политики и внешней задолженности, в результате чего сократилась внешняя долговая нагрузка;
  4. с 2008 г. по настоящее время – государство реализует меры по стабилизации функционирования системы управления внешним долгом, в частности, посредством применения более эффективных системных рычагов и методов управления внешним долгом.

Динамика изменения и текущее состояние государственного внутреннего долга России

Государственный внутренний долг образуется в результате привлечения государством средств в национальной валюте для реализации государственных программ и заказов. Рынок государственного внутреннего долга, прежде всего, базируется на периодическом выпуске государственных ценных бумаг (облигаций, векселей, чеков и т.д.).

Рынок внутреннего долга России был учрежден с той целью, чтобы отказаться от практики прямого (эмиссионного) кредитования Министерства финансов РФ Центральным банком РФ. Кроме того, благодаря этому преобразованию пытались решить задачу по наполнению отечественного финансового рынка ценными бумагами (федеральными облигациями) с высокой ликвидностью и с низкими рисками.

Благодаря интенсивному развитию российского рынка внутреннего долга были снижены темпы инфляции, ликвидность совокупного денежного предложения, а также дан толчок к развитию других финансовых и макроэкономических сфер.

По состоянию на начало 2020 года государственный внутренний долг Российской Федерации составлял 10’171 млрд рублей, включая государственные гарантии РФ в сумме 840 млрд рублей. Помимо государственных гарантий, современный внутренний долг России структурно представлен следующими государственными ценными бумагами:

  • государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО);
  • облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК);
  • облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);
  • облигации федерального займа с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК);
  • облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Екатерина Петровна Попова

Эксперт по предмету «Экономика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис