Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Федеральный бюджет как инструмент стабилизации и развития экономики

Все предметы / Финансы / Федеральный бюджет как инструмент стабилизации и развития экономики

Связь федерального бюджета и социально-экономического развития

Определение 1

Федеральный бюджет – это сводный финансовый план поступления и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения решения задач и реализации функций государства.

Бюджет в современных государствах реализует несколько функций:

  • поддерживает экономический рост,
  • сглаживает циклические колебания,
  • обеспечивает предоставление общественных благ,
  • регулирует процессы перераспределения доходов.

В зависимости от текущих внешних и внутренних вызовов определяется система требований страны к бюджету. Российский федеральный бюджет обладает следующими специфическими чертами:

  • значительная зависимость бюджетных доходов от цен на энергоносители,
  • накопленные ранее резервы практически исчерпаны,
  • маневр в вопросах изменения структуры расходов бюджета ограничен. Это связано с тем, что инерционно сохраняется высокая доля условно защищенных расходов,
  • бюджетная консолидация осуществляется путем сокращения финансирования расходов на инвестиции и проекты, которые должны были бы обеспечивать долгосрочное развитие,
  • слабо применяется арсенал бюджетных процедур и инструментов, при этом используемые не отличаются прозрачностью,
  • недостаточно используется ресурс обеспечения сбалансированности бюджета за счет внешних источников.

Выделенные специфические характеристики бюджета в определенной степени ограничивают возможности реализовать приоритетные направления социально-экономического развития, которые провозгласил Президент.

Основы системы публичных финансов государства предопределяются рядом более фундаментальных вопросов:

  • хотя в литературе отмечают закономерность (называемую законом Вагнера), суть которой состоит в росте государственных расходов при повышении спроса на общественные блага и уровня экономического развития, российская динамика совершенно противоположна. Одновременно в Российской Федерации велика роль госсектора (в отличие от более экономически либеральных стран). В госсектор входят предприятия с госучастием, бюджетная сеть и федеральные институты развития. До половины создаваемого валового внутреннего продукта приходится на госсектор, при этом он поддерживается государством через механизмы предоставления преференций (смягченных требований по дивидендам, налоговых льгот). В обмен государство получает «услуги» - реализацию инвестиционных программ, поддержание уровня занятости,
  • экономический рост зависит не только от общего объема бюджетных расходов, но и от их структуры. Исследователи эмпирически доказали разное влияние на динамику экономического роста разных компонентов бюджетных расходов (производительных и непроизводительных). Не теряет актуальности вопрос о причинно-следственных связях: бюджет – это отражение сложившейся экономической структуры или фактор ее трансформации,
  • традиционно бюджет наделяется функциями перераспределять доходы, компенсировать провалы рынка и регулировать макроэкономические циклы. Результатом стало то, что развитые экономики оказались на грани бюджетных кризисов. Теоретики упускали из внимания такое условие выполнения указанных функций, как поддержание бюджетной устойчивости. По уровню бюджетной устойчивости определяется состояние бюджетной политики, поскольку он отражает значимость риска возникновения бюджетного кризиса. Для обеспечения бюджетной устойчивости важны бюджетные институты – процедуры и правила, задающие количественные ориентиры и ограничения по отдельным бюджетным параметрам, или регламентирующие полномочия участников бюджетного процесса и сам этот процесс в общем.

Готовые работы на аналогичную тему

Механизмы влияния федерального бюджета на социально-экономическое развитие

Искажающее влияние налогов на экономику различно: паушальные (аккордные) налоги практически полностью безвредны, а налоги других типов в той или иной степени вносят искажения. Отличаются по оказываемому эффекту и разные виды государственных расходов. Их принято делить на две категории:

  • производительные – те, которые способствуют экономическому росту,
  • непроизводительные – те, которые не оказывают значимого положительного эффекта на экономический рост.

Примерами расходов по первой категории могут служить инвестиции в инфраструктуру и социальную сферу, а также в человеческий капитал (это расходы на здравоохранение и образование). Все остальные расходы относятся ко второй категории.

Не выработано четких правил или стандартов, которые бы характеризовали оптимальное распределение бюджетных средств. Если рассматривать детализированную структуру расходов, в разных странах она значительно отличается. Но если упростить постановку задачи, рассматривая две указанные категории, то российский подход к распределению сильно разнится с развитыми странами. В России уровень производительных расходов намного ниже. Для стимулирования экономического роста необходимо пересмотреть эту структуру в сторону повышения уровня производительных расходов. Совершенствование структуры расходных статей бюджета – один из ключевых резервов ускорения развития экономики. Однако тенденций к увеличению доли производительных расходов не наблюдается.

Непроизводительные расходы, в противоположность производительным, представляют собой преимущественно конечное потребление ресурсов. Их мультипликативный эффект по отношению к ВВП намного слабее. В разных странах численные значения мультипликаторов разнятся, но соотношение их (мультипликатора производительных и мультипликатора непроизводительных расходов) всегда бывает не в пользу непроизводительных. Поэтому изменение бюджетной структуры влияет на темпы долгосрочного экономического роста.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис